ЕГЭ или ОГЭ по обществу  

Диоген и его жизнь

Диоген… Его имя у всех на слуху: кто-то узнал о нем из истории, а кто-то – из анекдотов про древнегреческих философов. Почти все слышали о том странном мужчине, который жил в бочке и, встретившись с Александром Македонским, не принял богатых даров, а попросил царя отойти, чтобы тот не заслонял ему солнце. Мы знаем многочисленные истории про Диогена, знаем его изречения, которые повторяем в беседах с друзьями, как остроты, но мы не знаем, кем же на самом деле был этот философ и мыслитель?

В 412 году до н.э. в одной из главных греческих колоний на южном берегу Чёрного моря, на полуострове Пафлагонского побережья, к востоку от мыса Карамбиса родился мальчик, которого назвали Диоген. Его отец, Гикесий, был трапезитом, и, подрастая, мальчик начал помогать ему в банковском деле. Когда Диоген был еще совсем юн, Гикесий с сыном отправился в Дельфы, где располагался общегреческий религиозный центр с храмом и оракулом Аполлона. Там будущий философ спросил жреца-прорицателя, в чем его судьба, на что оракул ответил: παραχάραττειν τὸ νόµισµα, что значит «переоценка ценностей». Диоген истолковал слова предсказателя неверно, подумав, что он должен заниматься перечеканкой монет, и, только будучи изгнанным из города за фальсификацию валюты, осознал себя, как мыслителя.

Еще совсем молодой будущий философ скитался по Греции и, наконец, остановившись в Афинах, примкнул к Антисфену, который преподавал основы и теорию кинизма. Будучи бедным, Диоген устроил себе жилище возле афинской агоры в пифосе – большом глиняном сосуде, похожем на бочку, в котором обычно хоронили людей, или хранили зерно или вина.

Диоген, помня о предсказании оракула, в Афинах нацелен на метафорическое разрушение общепринятых ценностей. Видя нравы народа, философ посчитал, что люди сбились с пути, и поставить их на путь истинный можно только своим примером. Диоген отказался от всех земных благ, что являлось полным противоречием привычному для афинян образу жизни.

Над философом насмехались и считали глупцом. Диоген игнорировал нападки со стороны народа и всегда отвечал колкостью на колкость, обладая острым языком и небывало обширными познаниями.

Мыслитель всегда старался найти своих последователей в обычных людях, начиная читать лекции прохожим. Однажды Диоген начал философствовать прямо посреди главной площади, но никто не обращал на него внимания. Тогда великий мыслитель начал петь и чирикать, как птица, и вокруг него собралось много зевак, и тогда Диоген сказал: «Вот, афиняне, цена вашего ума!».

Философ часто вступал в споры с другими мыслителями, часто срывая их лекции и совершая эпатажные действия в их сторону. Однажды Платон сказал, что человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев. И тогда Диоген ощипал курицу и принес на лекцию, заявляя, что это и есть платоновский человек. Тогда великому мыслителю пришлось забрать свои слова обратно и изменить определение на «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев и с плоскими ногтями».

Диоген презирал риторика Анаксимена Лампсакского, часто заглядывая на его лекции и перетягивая внимание его учеников на себя. Философ, как-то заметив, как рабы Анаксимена таскают различные богатые дары в дом хозяина, заметил: «И не стыдно ему, владея таким имуществом, не владеть самим собой?». Один раз, на лекции Анаксимена, Диоген сидел на последнем ряду скамей, подняв над головой большую рыбу. Ученики отвлекались, и вместо того, чтобы слушать риторика, смотрели на странного мужчину с рыбой. Тогда Анаксимен Лампсакский разозлился и воскликнул: «Ты сорвал мне лекцию!». «Но что стоит лекция, – сказал Диоген, – если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?».

Философ часто делил понятия «народ» и «люди». По его мнению, народ – это те глупцы, что каждый день ходят по улице, а люди – те, что умеют слушать, слышать и мыслить. Однажды, выходя из бани, Диоген встретил своих знакомых, и они спросили у него, много ли народу внутри, а что мыслитель ответил: «Да, много». Через несколько минут в баню зашли еще одни знакомые мыслителя, которые спросили, много ли людей собралось внутри, на что Диоген ответил: «Нет, почти никого». Так же, часто возвращаясь из других городов, ученики философа спрашивали его, много ли там народу, и тогда Диоген говорил, что народу много, а людей совсем мало.

Однажды, стоя на главной площади в Афинах, мыслитель начал кричать: «Эй, люди, люди!», и к нему сразу сбежалась толпа народу. Тогда Диоген начал бить их палками, приговаривая то, что звал людей, а не каких-то мерзавцев.

Проживая в глиняном сосуде, Диоген часто просил милостыню, иногда прося деньги у статуй. Когда люди спрашивали, зачем он это делает, философ отвечал, что так готовит себя к отказам.

Однажды какой-то прохожий сказал мыслителю, что даст ему денег, если Диоген сможет убедить его сделать это. «Если бы я мог тебя убедить, –  ответил философ, –  я убедил бы тебя удавиться».

Диогена часто упрекали в том, что раньше он подделывал монеты, и один раз он ответил своему обидчику: «То было время, когда я был таким, каков ты сейчас; зато таким, каков я сейчас, тебе никогда не стать». Так же, однажды, на тот же упрек великий мыслитель ответил: «Когда-то я и в постель мочился, а теперь вот не мочусь».

Диоген провозглашал идеал аскетизма на примере мышонка, который ничего не боится, ни к чему не стремится и довольствуется малым. То, что философ жил в глиняном кувшине и спал на плаще, хорошо иллюстрирует этот принцип. Из вещей у Диогена была лишь сума и посох. Он ходил босым по снегу, грязи и мокрой траве. У Александра Македонского он попросил лишь, чтобы тот не загораживал ему солнца. Смысл аскетизма заключался в том, что подлинное счастье заключается в свободе и независимости.

Диоген умер в один день с великим царем Александром, что является интересным совпадением, так как Македонский как-то сказал, что если бы он не был Александром, он хотел бы стать Диогеном. Датой смерти двух великих людей является 10 июня 323 года до н.э. На могиле философа воздвигли памятник в виде собаки, в честь того, что однажды, при разговоре с царем, мыслитель сравнил себя с этим животным: «Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – облаиваю, кто злой человек –  кусаю». И под монументом поместили эпитафию:

Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас научил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

Елена Еремеева

ЕГЭ или ОГЭ по обществу  

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.