ЭССЕ (франц. – essai – опыт, набросок), жанр философской, эстетической, литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра – М. Монтень; в русской литературе – образцы в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского). (Большой энциклопедический словарь). «Толковый словарь иноязычных слов» Л.П. Крысина дает такое определение понятию «эссе»: « очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме». Английское слово essay имеет следующие значения: 1) очерк, этюд, эссе; 2) попытка, проба, испытание.
Известный российский ученый М.Ю. Брандт в статье «Эссе на экзамене по обществознанию», опубликованной в журнале «История и обществознание в школе» № 1, 2004 г. выделяет признаки эссе:
1. Наличие конкретной темы или вопроса.
2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.
3. Небольшой объем.
4. Свободная композиция.
5. Непринужденность повествования
6. Парадоксальность, т.е. возможность удивить читателя неожиданностью суждений и аргументов.
7. Внутреннее смысловое единство.
8. Открытость, т.е. в данном случае автор эссе не должен ставить перед собой всесторонне и подробно раскрыть все аспекты поднятой проблемы, в этом смысле ученическое мини-сочинение остается незавершенным, в нем не может быть полного, исчерпывающего анализа.
Эссе представляются при поступлении в зарубежные и некоторые отечественные университеты и бизнес-школы. Цель таких испытаний – проверить умение претендента связно, аргументировано, со знанием теоретического материала показать свой уровень развития интеллекта.
Члены экспертных групп, приступая к проверке работ выпускников, получают «Критерии проверки заданий с развернутым ответом». Это небольшая инструкция для проверяющих, которая определяет основные элементы содержания верного ответа и устанавливает количество баллов, которые выставляются за соответствие эссе критериям.
Вот, что содержится в критериях оценивания:
Содержание верного ответа и указания к его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл).
При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и собственный опыт.
Для того чтобы получить за это задание максимальную оценку, надо не только знать, что такое эссе, но и постоянно тренироваться в их написании.
Пример реального ЭССЕ
«Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения. Там нет конституции». Н. Мальбранш.
«Закон – это общеобязательные правила, установленные государственной властью. Каковы же функции закона? Ведь человека наказывают не для того, чтобы унизить человеческое достоинство и подвергнуть его физическим страданиям. Главная функция закона – это воспитательная, т.е. она направлена на то, чтобы перевоспитать человека, нарушившего закон. Другая функция – равноответственность. Это означает, что перед законом все равны: президент, рабочий, бизнесмен, дворник и никто не смеет их нарушать. Я полностью согласна с мнением Мальбранша. Законы нельзя нарушать не под каким-либо предлогом и даже од предлогом общего спасения, иначе там нет конституции. А конституция – это нормативно- законодательный акт, обладающий высшей юридической силой. Например, конституция РСФСР 1918 года декларировала свободу слова, печати, однако на практике этого не осуществлялось. И следующий пример, в конституции 1936 года говорилось о диктатуре пролетариата, хотя на самом деле руководил аппарат ВЧК».