ЭССЕ (франц. – essai – опыт, набросок), жанр философской, эстетической, литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра – М. Монтень; в русской литературе – образцы в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского). (Большой энциклопедический словарь).  «Толковый словарь иноязычных слов» Л.П. Крысина дает такое определение понятию «эссе»: «  очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме». Английское слово essay имеет следующие значения: 1) очерк, этюд, эссе; 2) попытка, проба, испытание.

Известный российский ученый М.Ю. Брандт в статье «Эссе на экзамене по обществознанию», опубликованной в журнале «История и обществознание в школе» № 1, 2004 г. выделяет признаки эссе:

1.      Наличие конкретной темы или вопроса.

2.      Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.

3.      Небольшой объем.

4.      Свободная композиция.

5.      Непринужденность повествования

6.      Парадоксальность, т.е. возможность удивить читателя неожиданностью суждений и аргументов.

7.      Внутреннее смысловое единство.

8.      Открытость, т.е. в данном случае автор эссе не должен ставить перед собой всесторонне и подробно раскрыть все аспекты поднятой проблемы, в этом смысле ученическое мини-сочинение остается незавершенным, в нем не может быть полного, исчерпывающего анализа.

Эссе представляются при поступлении в зарубежные и некоторые отечественные университеты и бизнес-школы. Цель таких испытаний – проверить умение претендента связно, аргументировано, со знанием теоретического материала показать свой уровень развития интеллекта.

Члены экспертных групп, приступая к проверке работ выпускников, получают «Критерии проверки заданий с развернутым ответом». Это небольшая инструкция  для проверяющих, которая определяет основные элементы содержания верного ответа и устанавливает количество баллов, которые выставляются за соответствие эссе критериям.

Вот, что содержится в критериях оценивания:

Содержание верного ответа и указания к его оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл).

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1.       Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.       Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3.       Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и собственный опыт.

Для того чтобы получить за это задание максимальную оценку, надо не только знать, что такое эссе, но и постоянно тренироваться в их написании.

Пример реального ЭССЕ

«Где законы могут быть  нарушены под предлогом общего спасения. Там нет конституции». Н. Мальбранш.

 

«Закон – это общеобязательные правила, установленные государственной  властью. Каковы же функции закона? Ведь человека наказывают не для того, чтобы унизить человеческое достоинство и подвергнуть его физическим страданиям. Главная функция закона  – это воспитательная, т.е. она направлена на то, чтобы перевоспитать человека, нарушившего закон. Другая функция – равноответственность. Это означает, что перед законом все равны: президент, рабочий, бизнесмен, дворник и никто не смеет их нарушать. Я полностью согласна с мнением Мальбранша. Законы нельзя нарушать не под каким-либо предлогом и даже од предлогом общего спасения, иначе там нет конституции. А конституция – это нормативно- законодательный акт, обладающий высшей юридической силой. Например, конституция РСФСР 1918 года декларировала свободу слова, печати, однако на практике этого не осуществлялось. И следующий пример, в конституции 1936 года говорилось о диктатуре пролетариата, хотя на самом деле руководил аппарат ВЧК».