Из материалов пособия «Простые слова». – М. – МОО «Достижения молодых» – 2002.).
Создание творческой письменной работы – задача нелегкая и в значительной степени индивидуальная. Нет и не может быть стандартов и рецептов безупречного эссе, однако существуют правила и рекомендации, которые помогают совершенствовать навыки письменной речи. Прежде всего, нужно иметь ясное представление о предмете эссе. Не менее важно понять, почему и зачем вы пишете свою работу, и кто ее будет читать. И, наконец, нужно выбрать точные, выразительные и сильные слова, чтобы выразить свои мысли и чувства, чтобы привлечь и удержать внимание читателя. Владение словом, умение писать четко, ясно, логично и образно, эффектно и эффективно – важное качество, которое обязательно пригодится вам в будущем.
По мнению экспертов в области эффективного общения создание письменной работы предполагает несколько стадий:
– планирование;
– подготовка;
– написание;
– пересмотр;
– правка.
Планирование
Прежде чем начать писать, задайте себе следующие вопросы:
– Какой раздел обществознания я знаю лучше всего?
– Какое высказывание из предложенных в моем варианте я могу раскрыть наиболее полно?
– Какие идеи я хочу сообщить?
– Где я могу найти нужную информацию?
– Сколько времени у меня уйдет на написание данной работы? (Этот вопрос является очень важным, потому что, готовясь писать эссе, нужно отработать в себе навык писать подобные сочинения достаточно быстро, т.к. время на экзамене ограничено, и его недостаток является одной из причин того, что учащиеся не успевают качественно написать работу. Постоянно тренируясь в написании эссе, можно добиться очень хороших результатов).
Цель работы
Когда вы пишете, цель должна определять действия. Автор должен написать ровно столько, сколько надо, чтобы получить результат. Ваши тексты будут четкими и ясными, если вы будете знать, чего хотите достичь, и задумываете, составляйте, оценивайте и пересматривайте свои письменные сообщения с этой точки зрения.
Конкретная цель обычно совпадает (полностью или частично) с одной из следующих общих целей:
– информировать читателя (или преподавателя, проверяющего вашу работу) о ваших знаниях;
– высказать и доказать свое мнение;
– изложить свое понимание вопроса;
– выразить и пробудить эмоции.
Какие идеи вы хотите сообщить?
Задав себе этот вопрос, вы помогаете себе сосредоточиться на сущности вашего сообщения. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Ваши мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в различной форме. Например:
– Аналогии – выявление сходных, подобных явлений и предметов, нахождение связи элементов.
– Ассоциации – отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно-психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать «первую пришедшую в голову» реакцию).
– Предположения – утверждения, не подтвержденные доказательствами, но принимаемые за возможность.
- Рассуждения – бывают двух видов:
а) дедукция – формулирование заключений, которые логически следуют из посылок;
б) индукция – формулирование заключения или гипотезы, основанное на собранных наблюдениях.
– Аргументация – ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.
– Суждение – фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?
– Доводы – обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-то долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные, «от противного», «методом исключения») и т.д.
При написании подобной работы, большое значение имеет работа с черновиком. Многие учащиеся теряют на экзамене время, когда сначала пишут все эссе на черновике, а потом переписывают его на беловик. И поэтому часто бывают случаи, когда половина эссе или вся работа остается на черновике, а время экзамена уже закончилось, работы собирают. В таком случае ученик рискует за это задание не получить ни одного балла, так как черновики никем не проверяются и какие бы замечательные произведения не были там написаны, их никто не прочитает. Поэтому при подготовке к эссе нужно учиться использовать черновик. Целесообразно писать на черновике тезисы.
Тезисы – положения, кратко излагающие идеи и основные мысли письменной работы или устного выступления. В данном случае это краткое изложение основных мыслей, которые мы намереваемся отразить в эссе. Тезисы помогают выстроить информацию, которую вы хотите представить, и определить соотношение между одной идеей и другими. Можно начать с выбора самой важной информации, то есть той, которая поможет вам добиться цели.
Перечислите информацию. Затем рассмотрите порядок представления. Можно пронумеровать каждый пункт. Это поможет осмыслить, в каком порядке лучше представить ваши мысли и аргументы.