Гельмут Шмидт: «Рынки, так же как парашюты, срабатывают только тогда, когда они открыты».

Немецкий политический деятель Гельмут Шмидт говорил: «Рынки, так же как парашюты, срабатывают только тогда, когда они открыты».  Рынок предоставляет полную свободу: для производителя – свободу выбора продукции, которую он будет производить, а для покупателя – продукции, которую он собирается приобрести. В «открытости» рынка как раз и заключается свобода выбора. Но при этом производитель должен понимать, что его продукция должна быть конкурентоспособной, иначе он разорится.

В данных словах речь идет о рыночной экономике. Но что это такое? Напомним, что рыночная экономика – это экономическая система, которая опирается на частную собственность на факторы производства и на решения, которые принимаются хозяйствующими субъектами самостоятельно и независимо друг от друга. Данной экономической системе присущ ряд черт. Одной из них является существование разнообразных форм частной собственности: индивидуальной, групповой, акционерной. Также нужно упомянуть и о саморегулировании хозяйственной деятельности и всеобщности рынка, когда все продается и покупается. Немаловажным является свободное ценообразование, то есть цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения при наличии конкуренции, при этом сама конкуренция тоже характерна для рыночной экономики. Отметим, что конкуренция – столкновение интересов различных экономических агентов.

Рассуждая о чертах рыночной экономики, мы должны упомянуть, пожалуй, самую важную из них: экономическую свободу производителей и потребителей. В чем же она заключается? Прежде всего, в том, что производитель сам отвечает на три главных вопроса экономики, а потребитель при этом сам определяет, у кого приобрести товар или услугу. Однако именно экономическая свобода потребителя играет здесь решающую роль, так как он предъявляет спрос, и производитель будет производить тот товар, на который существует данный спрос. Не зря потребителя называют «королем рынка».

Рассуждая о рынке, нам необходимо упомянуть и его функции. Таковыми являются информационная функция, посредническая, регулирующая, ценообразующая, контрольная функции. Интересна такая функция, как стимулирующая. Она проявляется в том, что рыночная конкуренция побуждает предпринимателей снижать издержки производства, повышать качество продукции и использовать достижения научно-технической революции. Если же производитель не уделит этому должного внимания, то сработает указанная нами выше санирующая функция рынка, заключающаяся в оздоровлении экономики путем уничтожения «больных фирм».

Можно привести массу примеров,  которые подтверждают мнение автора. Например, американская корпорация Apple активно пользуется достижениями науки для производства своей техники, вследствие чего обладает высоким качеством и спросом.

Также можно привести в пример одну из телекоммуникационных компаний Билайн. Она изучает мнения потребителей, старается подобрать самые оптимальные тарифы для предоставления услуг связи.

Таким образом, Гельмут Шмидт был прав, утверждая, что рынки срабатывают только тогда, когда они открыты; но если же производить не то, что нужно, то «парашют не раскроется» и производитель «упадет» и разорится.