ЕГЭ или ОГЭ по обществу  

 

1 вариант

1. Проектировщиком станций метро «Кропоткинская» и «Маяковская в Москве являлся:
а) И. Д. Шадр;
б) И. А. Фомин;
в) И. В. Жолтовский;
г) А. Н. Душкин

2. Участник ОСТ, автор картины «Оборона Севастополя»:
а) Г.Г. Ряжский;
б) А.А. Дейнека;
в) М.Б. Греков;
г) Д. Ривера

3. Кто из названных лиц был участником полярных экспедиций в 1930-е гг.
1) И.Д. Папанин
2) М.М. Литвинов
3) М.А. Шолохов
4) А. Г. Стаханов

4. Ведущим направлением в советской кльтуре 30 – х годов становится:
1) модернизм
2) реализм
3) авангардизм
4) cоциалиcтичеcкий реализм

5. Установите соответствие между деятелем культуры и сферой деятельности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Деятель культуры
А) Д. Фурманов
Б) С. Эйзенштейн
В) И. Шадр
Сфера деятельности
1) кинематограф
2) литература
3) скульптура
4) поэзия

6. В области кинематографа ведущая роль принадлежала советским кинорежиссерам:
1) Качалов В.И. Андреев Б.М. Ладынина М.А.
2) Москвин И.М. Шостакович Д.
3) Эйзенштейн С.М. Пудовкин В.И. Петров В.М. Банк тестов
4) Шолохов М.А. Хачатурян А.И.

7. Кто из перечисленных советских деятелей культуры были популярными советскими детскими писателями?
1) С.Я. Маршак, К.И. Чуковский
2) И.А. Пырьев, Г.В. Александров
3) С.С. Прокофьев, Т.Н. Хренников
4) Б.В. Иогансон, Ю.И. Пименов

2 вариант

1.Кто из перечисленных деятелей науки был физиком, изучавшим физику кристаллов и полупроводников?
1) Н.И. Вавилов
2) А.Ф. Иоффе
3) С.В. Лебедев
4) Н.Д. Зелинский

2. Что из названного относится к результатам государственной политики СССР в области культуры в конце 1930-х гг.?
1) расцвет авангардного искусства
2) ликвидация массовой неграмотности
3) отмена государственной цензуры средств массовой информации
4) обеспечение и защита идейного многообразия в области культуры

3. Какое из перечисленных произведений живописи принадлежит советскому художнику А.А. Дейнеке?
1) Черный квадрат
2) Купание красного коня
3) Будущие летчики
4) Богатыри

4. Что из названного относится к целям культурной революции 1920-1930-х гг.?
1) утверждение единой государственной идеологии
2) возрождение роли религии в духовном воспитании населения
3) отказ от цензурных ограничений
4) ограничение влияния государства на развитие культуры

5. Как называется художественный метод, утвердившийся в советском искусстве в 1930-е гг., который требовал изображать действительность не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы рабочего класса?
1) критический реализм
2) революционный конструктивизм
3) пролетарский авангардизм
4) социалистический реализм

6. Кто из перечисленных советских деятелей культуры были популярными советскими детскими писателями?
1) С.Я. Маршак, К.И. Чуковский
2) И.А. Пырьев, Г.В. Александров
3) С.С. Прокофьев, Т.Н. Хренников
4) Б.В. Иогансон, Ю.И. Пименов

7. Группа художников, созданная в 1922г., основной целью деятельности которой
являлось художественно-документальное запечатление революции:
а) Передвижники;
б) АХР (АХРР);
в) ОСТ;
г) «Мир искусства»

3 вариант

1. Кто из деятелей культуры поддержал советскую власть в 20-х гг.?
а) Бунин
б) Шаляпин
в) Прокофьев
г) Маяковский

2. Что было одним из важных направлений внутренней политики государства в 20-е гг.?
а) Реставрация памятников культуры
б) Введение закона об обязательном высшем образовании
в) Ослабление партийного контроля над духовной жизнью общества
г) Ликвидация неграмотности

3. О чем свидетельствовало существование в 20-х гг. общественных культурно-просветительских и литературно-художественных организаций: Пролеткульта, РАПП, АХРР?
а) О появлении нового революционного искусства
б) Об отказе от пропаганды коммунистических идей
в) О высоком культурном уровне населения
г) О застойных явлениях в культурной сфере

4. Какое название получил художественный метод в литературе и искусстве, изображавший советскую действительность в идеализированном виде?
а) Советский метод
б)Социалистический реализм
в) Критический реализм
г) Утопический социализм

5. Какая наука в 30-е гг. была объявлена буржуазной?
а) химия
б) история
в) ядерная физика
г) генетика

6. О чем свидетельствовало принятие решения об обязательном изучении в учебных заведениях «Краткого курса истории ВКП (б)?
а) о смягчении контроля в сфере образования
б) о демократизации общественной жизни
в) о бурном развитии исторического образования
г) об утверждении марксистской идеологии в качестве государственной

7. Талантливый композитор, автор музыки ко многим советским кинофильмам 1930-х гг.?
а) А.К.Глазунов
б) Ф.И.Шаляпин
в) И.О.Дунаевский
г) С.В.Рахманинов
4 вариант

1. «Положение о единой трудовой школе РСФСР» было принято
1) в 1918 г.
2) в 1921 г.
3) в 1924 г.
4) в 1927 г.

2. В 20-е гг. в эмиграции оказались
1) А. Ахматова и М. Волошин
2) М. Пришвин и М. Булгаков
3) С. Рахманинов и Ф. Шаляпин
4) И. Ильф и Е. Петров

3. «Окна РОСТА» — это
1) объединение советских писателей
2) новая форма агитационных листков
3) спортивный клуб
4) организация по борьбе с безграмотностью

4. Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) была создана
1) в 1919 г.
2) в 1925 г.
3) в 1927 г.
4) 1929 г.

5. Установите соответствие между событием и датой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Событие
А) декрет СНК о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих
Б) декрет об от делении церкви от государства и школы от церкви
В) прекращение выборов патриарха
Даты
1) 1918 г.
2) 1920 г.
3) 1922 г.
4) 1925 г.

6. Высылку из страны ученых и деятелей культуры советские власти осуществили
1) в 1918 г.
2) в 1922 г.
3) в 1924 г.
4) в 1929 г.

7. Автор скульптуры «Булыжник — орудие пролетариата»
1) И. Бродский
2) И. Шадр
3) В. Татлин
4) В. Мухина
5 вариант

1. Декретом СНК от 2 августа 1918 г.
1) введено обязательное всеобщее начальное образование
2) созданы воскресные школы для рабочих
3) преимущественное право поступления в высшие учебные заведения получили рабочие и крестьяне
4) запрещено преподавать в высших учебных заведениях преподавателям, работавшим в вузах до революции 1917 г.

2. К середине 20-х гг. в эмиграции оказались
1) И. Бабель и М. Шолохов
2) И. Бунин и А. Куприн
3) М. Зощенко и А. Серафимович
4) В. Маяковский и С. Есенин

3. Рабфаки в вузах были созданы
1) в 1918 г.
2) в 1922 г.
3) в 1926 г.
4) в 1927 г.

4. Главой Русской православной церкви после синодального периода в 1917 г. был избран
1) Петр
2) Алексий
3) Иоанн
4) Тихон

5. Установите соответствие между деятелем культуры и сферой деятельности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Деятель культуры
А) Д. Фурманов
Б) С. Эйзенштейн
В) И. Шадр
Сфера деятельности
1) кинематограф
2) литература
3) скульптура
4) поэзия

6. Главлит был создан в 19 2 2 г. с целью
1) идеологического контроля за печатной продукцией
2) борьбы с неграмотностью
3) руководства общеобразовательными учреждениями
4) борьбы с церковью

7. Главный идеолог примирения эмиграции с советской властью
1) Н. Бердяев
2) П. Сорокин
3) Н. Устрялов
4) М. Горький
6 вариант

1. По приговору над участниками так называемой Петроградской боевой организации в 1921 г. были расстреляны деятели культуры
1) ученый-химик М. Тихвинский и поэт Н. Гумилев
2) историк А. Кизеветтер и философ Н. Бердяев
3) митрополит Петр и патриарх Тихон
4) художник М. Шагал и режиссер В. Мейерхольд

2. Голод в Поволжье разразился
1) в 1919 г.
2) в 1921 г.
3) в 1925 г.
4) в 1927 г.

3. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
1) создание В. Татлиным проекта «Башня III Интернационала»
2) «Философский пароход»
3) декрет СНК, ознаменовавший начало борьбы с неграмотностью
4) предание патриархом анафеме советской власти

4. О чем свидетельствовало принятие решения об обязательном изучении в учебных заведениях «Краткого курса истории ВКП (б)?
1) о смягчении контроля в сфере образования
2) о демократизации общественной жизни
3) о бурном развитии исторического образования
4) об утверждении марксистской идеологии в качестве государственной

5.Талантливый композитор, автор музыки ко многим советским кинофильмам 1930-х гг.?
1) А.К.Глазунов
2) Ф.И.Шаляпин
3) И.О.Дунаевский
4) С.В.Рахманинов

6. Какое название получил художественный метод в литературе и искусстве, изображавший советскую действительность в идеализированном виде?
1) Советский метод
2) Социалистический реализм
3) Критический реализм
4) Утопический социализм

7. Какое название получил художественный метод в литературе и искусстве, изображавший советскую действительность в идеализированном виде?
1) Советский метод
2) Социалистический реализм
3) Критический реализм
4) Утопический социализм
7 вариант

1. Какое событие относится к периоду руководства Л.И. Брежнева
1) В период застоя из СССР был вынужден уехать главный режиссер театра на Таганке
2) М.Л. Ростропович
3) Г.А. Товстоногов
4) Ю.П. Любимов
5) О.Н. Ефремов

2. Кто из названных лиц был участником полярных экспедиций в 1930-е гг.
1) И.Д. Папанин
2) М.М. Литвинов
3) М.А. Шолохов
4) А. Г. Стаханов

3.В период «оттепели» главным редактором литературного журнала «Новый мир» был
1) А.И.Солженицын
2) А.Т. Твардовский
3) Д.Д. Шостакович
4) И.С. Глазунов

4. Во второй половине 1960-х гг. На экраны страны вышел художественный фильм, отразивший характерные проблемы советской школы.
1) «Светлый путь»
2) «Чучело»
3) «Дорогой мой человек»
4) «Доживем до понедельника»

5. В 1954 г. Вышел роман И. Эренбурга, название которого стало затем обозначеннем целой эпохи
1) «Железный поток»
2) «Разгром»
3) «Оттепель»
4) «Великий перелом»

6. Кто из деятелей науки стал лауреатом Нобелевской премии во второй половине XX века.
1) И.В. Курчатов
2) Ж.И. Алферов
3) И.П. Павлов
4) Н.И. Вавилов

7. Какие журналы были осуждены постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) в 1946 г. За предоставление литературной трибуны А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко
1) «Звезда « и «Ленинград»
2) «Дружба народов» и «Иностранная литература»
3) «Новый мир» и «Юность»
4) »Москва» и «Октябрь»
8 вариант

1. Главлит был создан в 19 2 2 г. с целью
1) идеологического контроля за печатной продукцией
2) борьбы с неграмотностью
3) руководства общеобразовательными учреждениями
4) борьбы с церковью

2. Духовная жизнь советского общества в 1920-е гг. не характеризовалась:
1) ослаблением преследования небольшевистских партий;
2) усилением борьбы с неграмотностью;
3) активизацией антирелигиoзнoй прoпаганды;
4) подготовкой новой советской интеллигенции.

3. Талантливый композитор, автор музыки ко многим советским кинофильмам 1930-х гг.?
1) А.К.Глазунов
2) Ф.И.Шаляпин
3) И.О.Дунаевский
4) С.В.Рахманинов

4. Кто из названных лиц был участником полярных экспедиций в 1930-е гг.
1) И.Д. Папанин
2) М.М. Литвинов
3) М.А. Шолохов
4) А. Г. Стаханов

5. В 20 – е годы в СССР цензурным органом являлись(лся):
1) Главрепетком
2) АХРР
3) “Окна сатиры РОСТА”
4) тРАПП

6. К середине 20-х гг. в эмиграции оказались
1) И. Бабель и М. Шолохов
2) И. Бунин и А. Куприн
3) М. Зощенко и А. Серафимович
4) В. Маяковский и С. Есенин

7. Рабфаки в вузах были созданы
1) в 1918 г.
2) в 1922 г.
3) в 1926 г.
4) в 1927 г.

9 вариант

1. К середине 20-х гг. в эмиграции оказались
1) И. Бабель и М. Шолохов
2) И. Бунин и А. Куприн
3) М. Зощенко и А. Серафимович
4) В. Маяковский и С. Есенин

2. Рабфаки в вузах были созданы
1) в 1918 г.
2) в 1922 г.
3) в 1926 г.
4) в 1927 г.

3. Автор скульптуры «Булыжник — орудие пролетариата»
1) И. Бродский
2) И. Шадр
3) В. Татлин
4) В. Мухина

4. Поэтом, воспевающим революцию, был
1) В. Маяковский
2) М. Волошин
3) С. Есенин
4) Н. Гумилев

5. В области кинематографа ведущая роль принадлежала советским кинорежиссерам:
1) Качалов В.И. Андреев Б.М. Ладынина М.А.
2) Москвин И.М. Шостакович Д.
3) Эйзенштейн С.М. Пудовкин В.И. Петров В.М.
4) Шолохов М.А. Хачатурян А.И.

6. В области кинематографа ведущая роль принадлежала советским кинорежиссерам:
1)Качалов В.И. Андреев Б.М. Ладынина М.А.
2) Москвин И.М. Шостакович Д.
3) Эйзенштейн С.М. Пудовкин В.И. Петров В.М.
4) Шолохов М.А. Хачатурян А.И.

7. Основателями новых театров в 1920-е гг были
1) Б.М. Кустодиев, К.С. Малевич
2) В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов
3) М.А. Булгаков, Н.Ф. Погодин
4) С.М. Эйзенштейн, И.А. Пырьев

10 вариант

1. Как называется художественный метод, утвердившийся в советском искусстве в 1930-е гг., который требовал изображать действительность не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы рабочего класса?
1) критический реализм
2) революционный конструктивизм
3) пролетарский авангардизм
4) социалистический реализм

2. Что из названного относится к целям культурной революции 1920-1930-х гг.?
1) утверждение единой государственной идеологии
2) возрождение роли религии в духовном воспитании населения
3) отказ от цензурных ограничений
4) ограничение влияния государства на развитие культуры

3. Кто из деятелей культуры поддержал советскую власть в 20-х гг.?
1) Бунин
2) Шаляпин
3) Прокофьев
4) Маяковский

4.Кто из деятелей культуры поддержал советскую власть в 20-х гг.?
1) Бунин
2) Шаляпин
3) Прокофьев
4) Маяковский

5. Установите соответствие между фамилиями представителей культуры и сферами их деятельности: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Фамилии
А) братья Васильевы
Б) Д.Д. Шостакович
В) М.А. Шолохов
Сферы деятельности
1) музыка
2) литература
3) кино режиссура
4) живопись

6. Основателями новых театров в 1920-е гг. были
1) Б.М. Куcтодиев, К.С. Малевич
2) В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов
3) М.А. Булгаков, Н.Ф. Погодин

7. Какая наука в 30-е гг. была объявлена буржуазной?
1) химия
2) история
3) ядерная физика
4) генетика

11 вариант

1. Этот памятник, воздвигнутый в 1936 году, выполнен из серебристой нержавеющей
стали и имеет высоту 33м. В настоящее время разобран в целях реконструкции?
а) Булыжник – орудие пролетариата;
б) Рабочий и колхозница;
в) Тысячелетие России
г) Вершина

2. Какой стиль, соперничавший с конструктивизмом, нередко называют «сталинским
классицизмом»:
а) Классицизм;
б) Эклектика;
в) Традиционализм;
г) Авангардизм

3. Этот архитектурный проект так и остался неосуществлён, однако он воплотил в себе
смелость и талантливость зодчего, одухотворенного научно-техническими открытиями
начала XX века.
а) Дворец Труда;
б) «Башня III Интернационала»;
в) Днепропетровская ГЭС;
г) Мавзолей им. В.И.Ленина

4. Лауреатом Нобелевской премии в 20 – е годы стал:
1) Циолковский К.Э.
2) Жуковский Н. Е.
3) Павлов И.П.
4) Тимирязев К.А.

5. Группа художников, созданная в 1922г., основной целью деятельности которой
являлось художественно-документальное запечатление революции:
а) Передвижники;
б) АХР (АХРР);
в) ОСТ;
г) «Мир искусства»

6. Кто из перечисленных советских деятелей культуры были популярными советскими детскими писателями?
1) С.Я. Маршак, К.И. Чуковский
2) И.А. Пырьев, Г.В. Александров
3) С.С. Прокофьев, Т.Н. Хренников
4) Б.В. Иогансон, Ю.И. Пименов

7. В период застоя из СССР был вынужден уехать главный режиссер театра на Таганке
1) М.Л. Ростропович
2) Г.А. Товстоногов
3) Ю.П. Любимов
4) О.Н. Ефремов
12 вариант

1. Направление в советском искусстве 1920-х гг., представители которого стремились к
конструированию материального мира, используя технические достижения,
функциональность, логичность и целесообразность инженерных и художественных
решений:
а) Псевдореализм;
б) Эклектика;
в) Конструктивизм;
г) Классицизм

2. Участник объединения «Бубновый валет», автор картины “Снедь московская: хлебы”:
а) М.С. Сарьян;
б) И.И. Машков;
в) Р.Р. Фальк;
г) П.П. Кончаловский

3.Автор картин «Армения», «Сбор винограда», «Полевые маки».
а) В. Максимов;
б) И.И. Машков;
в) О. Кипренский;
г) М.С. Сарьян

4. Автор картин «Советский суд», «Рабфак идет», «На старом уральском заводе»,
«Допрос коммунистов»:
а) Б.В. Иогансон;
б) М.В. Нестеров;
в) А.А. Пластов;
г) В.И. Мухина

5.«Выход в свет “Краткого курса истории ВКП(б)” является крупнейшим событием в идейной жизни большевистской партии. С появлением “Краткого курса истории ВКП(б)” партия получила новое могучее идейное оружие большевизма, энциклопедию основных знаний в области марксизма-ленинизма».
1) 1920-е гг.
2) 1930-е гг.
3) 1940-е гг.
4) 1950-е гг.

6. В 1930-х гг. М.А. Булгаковым был создан воссоздающий Москву времен нэпа роман
1) Разгром
2) Котлован
3) Жизнь Клима Самгина
4) Мастер и Маргарита

7. Проектировщиком станций метро «Кропоткинская» и «Маяковская в Москве являлся:
а) И. Д. Шадр;
б) И. А. Фомин;
в) И. В. Жолтовский;
г) А. Н. Душкин

13 вариант

1.Мировое признание в области биологии в 30 – е годы получили:
1) Капица П.Л. Вавилов С.И. Иоффе А.Ф
2) Зелинский Н.Д. Фаворский А.Е. Лебедев С.В.
3) Вавилов Н.И. Прянишников Д.Н. Пустовойт В.С.
4) Менделеев Д.И. Лысенко Т.Д. Павлов И.П.

2. Этот архитектурный проект так и остался неосуществлён, однако он воплотил в себе
смелость и талантливость зодчего, одухотворенного научно-техническими открытиями
начала XX века.
а) Дворец Труда;
б) «Башня III Интернационала»;
в) Днепропетровская ГЭС;
г) Мавзолей им. В.И.Ленина

3. Поэтом, воспевающим революцию, был
1) В. Маяковский
2) М. Волошин
3) С. Есенин
4) Н. Гумилев

4. Что было одним из важных направлений внутренней политики государства в 20-е гг.?
1) Реставрация памятников культуры
2) Введение закона об обязательном высшем образовании
3) Ослабление партийного контроля над духовной жизнью общества
4) Ликвидация неграмотности

5. 1) Группа художников, созданная в 1922г., основной целью деятельности которой
являлось художественно-документальное запечатление революции:
а) Передвижники;
б) АХР (АХРР);
в) ОСТ;
г) «Мир искусства»

6. Кто из деятелей науки стал лауреатом Нобелевской премии во второй половине XX века.
И.В. Курчатов
Ж.И. Алферов
И.П. Павлов
Н.И. Вавилов

7. В области кинематографа ведущая роль принадлежала советским кинорежиссерам:
1) Качалов В.И. Андреев Б.М. Ладынина М.А.
2) Москвин И.М. Шостакович Д.
3) Эйзенштейн С.М. Пудовкин В.И. Петров В.М.
4) Шолохов М.А. Хачатурян А.И.

14 вариант

1. Культурная революция 1920- 1930-х гг. характеризуется
1) бережным отношением к национальным культурным традициям
2) ликвидацией цензурных ограничений
3) борьбой за ликвидацию неграмотности
4) отказом от государственного и партийного руководства культурой

2. Нобелевской премии в 30 е годы в области литературы был удостоен:
1) Булгаков М.А.
2) Шолохов М.А.
3) Маpшак С.Я.
4) Платонов А.П.

4. Конструктивизм в СССР в 1920-е гг. — это
1) программа создания новой промышленной техники
2) направление в архитектуре
3) ведущий художеcтвенный принцип в литературе
4) принцип отношений с зарубежными странами

5. Культурная жизнь СССР в конце 1930-х — начале 1940-х гг. не характеризовалась
1) высылкой из СССР деятелей культуры;
2) быстрым ростом школьного и высшего образования:
3) постепенным прекращением открытых антирелигиозных кампаний;
4) усилением идеологического контроля ВКП(б) за деятельностью творческой интеллигенции

6. Участник объединения «Бубновый валет», автор картины “Снедь московская: хлебы”:
а) М.С. Сарьян;
б) И.И. Машков;
в) Р.Р. Фальк;
г) П.П. Кончаловский

7. Основоположник батального жанра в советском искусстве, участник АХРР, автор
«Тачанки», “В отряд к Буденному”, «Волы в плугу»:
а) М.В. Нестеров;
б) К.С. Петров-Водкин;
в) М.Б. Греков;
г) А.А. Пластов

15 вариант

1. Кто из перечисленных деятелей науки был физиком, изучавшим физику кристаллов и полупроводников?
1) Н.И. Вавилов
2) А.Ф. Иоффе
3) С.В. Лебедев
4) Н.Д. Зелинский

2. Содружество, созданное в 1925г., участниками которого являлись К.С. Петров-Водкин,
М.С.Сарьян, В.А. Фаворский:
а) ОМХ
б) ОСТ
в) АХР (АХРР)
г) «4 искусства»

3. Лауреатом Нобелевской премии в 20 – е годы стал:
1) Циолковский К.Э.
2) Жуковский Н. Е.
3) Павлов И.П.
4) Тимирязев К.А.

4. Талантливый композитор, автор музыки ко многим советским кинофильмам 1930-х гг.?
1) А.К.Глазунов
2) Ф.И.Шаляпин
3) И.О.Дунаевский
4) С.В.Рахманинов

5. Направление в советском искусстве 1920-х гг., представители которого стремились к
конструированию материального мира, используя технические достижения,
функциональность, логичность и целесообразность инженерных и художественных
решений:
а) Псевдореализм;
б) Эклектика;
в) Конструктивизм;
г) Классицизм

6. Мировое признание в области биологии в 30 – е годы получили:
1) Капица П.Л. Вавилов С.И. Иоффе А.Ф
2) Зелинский Н.Д. Фаворский А.Е. Лебедев С.В.
3) Вавилов Банк Тестов Н.И. Прянишников Д.Н. Пустовойт В.С.
4) Менделеев Д.И. Лысенко Т.Д. Павлов И.П.

7. Автор картин «Советский суд», «Рабфак идет», «На старом уральском заводе»,
«Допрос коммунистов»:
а) Б.В. Иогансон;
б) М.В. Нестеров;
в) А.А. Пластов;
г) В.И. Мухина

(выполнила: Вика Федорова)

ЕГЭ или ОГЭ по обществу  

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.