ТЕМА 1: Что такое общество. Работаем с понятием ОБЩЕСТВО
Теория:
ТЕМА 2: Что такое общество. Общественные отношения. Общество и природа
Теория:
Практика:
КОНСПЕКТ
(НАДО ВЫУЧИТЬ НАУИЗУСТЬ)
Термины и понятия (термин – это слово или словосочетание, понятие – определение или объяснение термина)
Примечание: Друзья! Я сознательно отбираю наиболее короткие и простые для запоминания определения. Авторы современных учебников сознательно усложняют и удлиняют их, чтобы добавить объем для своих книг и пособий. Чтобы казаться солиднее. Это увеличивает их продажи. Особенно этим грешат пособия Баранова. Поэтому у него такие разбухшие сборники. Но нам с вами это все надо учить наизусть.
Общество –
Общественные отношения - отношения, которые складываются между людьми в процессе их совместной деятельности.
Природа – окружающий мир (в широком смысле-значении), среда обитания человека (в узком смысле-значении)
Планы (примеры выполнения задания 28 из второй части):
План на тему: Что такое общество
1. Понятие общества:
а) в широком смысле слова;
б) в узком смысле слова.
2. Условия возникновения общества.
3. Основные функции общества:
а) производство материальных благ и услуг;
б) распределение продуктов труда;
в) регламентация деятельности и поведения;
г) воспроизводство и социализация;
д) развитие духовной сферы.
4. Общественные отношения — сущность общества:
а) материальные;
б) духовные.
5. Основные сферы общественной жизни:
а) экономическая;
б) социальная;
в) политическая;
г) духовная.
6. Основные черты, присущие обществу как сложноорганизованной, саморазвивающейся системе:
а) разнообразие различных социальных структур и подсистем;
б) система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений;
в) самодостаточность;
г) динамичность, незавершённость, альтернативность развития;
д) особый статус субъектов, определяющих его развитие;
е) непредсказуемость, нелинейность развития.
План на тему: Общественные отношения
1) Понятие общественных отношений:
а) в широком смысле;
б) в узком смысле.
2) Человек как универсальный субъект общественных отношений.
3) Классификация общественных отношений по основным сферам жизни общества:
а) экономические;
б) социальные;
в) политические;
г) духовные.
4) Содержание каждого вида общественных отношений.
5) Значение общественных отношений для формирования общественной целостности.
План на тему: Общество и природа
1) Общество и природа – органические части материального мира.
2) Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:
а) темпы и качество социальной динамики;
б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;
г) природные катаклизмы и их социальные последствия.
3) Воздействие общества на природную среду.
а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;
б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;
в) использование флоры и фауны;
г) создание преобразованной человеком природной среды
4) Значение природы для человека и общества:
а) кладовая ресурсов;
б) естественная среда обитания;
в) источник вдохновения и красоты.
5) Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.
Общество и природа
1.Общество и природа – части материального мира.
2.Сходство и различия природы и общества.
3.Влияние природы (окружающей среды) на общество:
- позитивное (среда обитания, источник средств жизни и средств производства, стимулирование - развития общества);
- негативное (разрушающее действие природных катаклизмов, способность негативного влияния на здоровье людей, например, метеозависимых, и др.)
4.Воздействие общества на природу:
- позитивное (охрана природы, обеспечение экологической безопасности, использование ресурсосберегающих технологий и др.);
- негативное (загрязнение Земли, истощение недр, уничтожение растительного и животного мира, вырубка лесов и др.)
5.Правовые документы по защите природы в России (Конституция РФ, Лесное право, Водное право и др.)
6. Особенности взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Задания из первой части (Ответы в последнем уроке раздела)
1. Выберите верные определения, характеризующие понятие «общество» в наиболее широком смысле этого слова, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) объединение людей по сфере деятельности
2) исторический этап в развитии человечества
3) все способы и формы взаимодействия людей
4) специфические свойства определенного этноса
5) человечество в целом, в настоящем, прошлом, будущем
2. Выберите примеры, характеризующие влияние природных факторов на развитие человеческой цивилизации, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Разливы реки Нил позволили создать египтянам сложную систему орошаемого земледелия, использовать плодородный ил, принесенный нильской водой.
2) Фараон Рамзес II в битве при Кадеше нанес поражение могущественному хеттскому войску, расширив границы своей державы.
3) Земледелие, возделывание фиговых деревьев и финиковых пальм было возможным не только в долине Нила, но и в оазисах, находящихся в пустынных районах.
4) Дельта Нила, в которой русло великой реки разделяется на множество протоков, — место, ставшее воротами Египта в Средиземное море, местом создания порта Александрия.
5) Египтяне в древности возводили для своих правителей величественные гробницы — пирамиды.
6) Египтяне создали уникальную письменность — рисуночное письмо, названное иероглифами, расшифровать которые удалось французскому ученому Ж.-Ф. Шампольону.
3. Выберите примеры, иллюстрирующие конструктивное взаимодействие человеческого общества и природы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Разрабатываются и принимаются законы об охране окружающей среды, ужесточается ответственность за экологические преступления.
2) Вырубаются леса, сокращается поверхность суши, занятая лесами.
3) Проводится работа по созданию новых природоохранных зон, заповедников и заказников.
4) Разрабатываются экологически чистые производства и технологии, осваиваются альтернативные источники энергии (солнечные батареи, ветряные электростанции).
5) Вследствие хозяйственной деятельности человека катастрофически сокращается численность позвоночных животных в дикой природе.
4. Выберите предложения, в которых понятие «общество» использовано в наиболее узком, локальном смысле, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество любителей миниатюрной книги провело свою ежегодную конференцию.
2) Ученые спорят о расколе как феномене развития российского общества.
3) В своем развитии человеческое общество прошло ряд стадий, обусловленных характером производительных сил.
4) Для традиционного общества характерно сращивание власти с собственностью на землю и средства производства.
5) На веранде собралось приятное дачное общество, пришли все соседи с желанием пообщаться и приготовить шашлык.
5. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Современное общество отличается полным доминированием над природными процессами и не зависит от природных факторов.
2) Общество (социум) — обособившаяся в процессе антропосоциогенеза от природы часть материального мира, сохранившая органическую связь с естественной, первичной средой обитания.
3) Социальная реальность, в отличие от природы, порождается субъективными факторами, волеизъявлением и деятельностью человека.
4) Общество отличается сложной структурой, включающей в себя социальные институты, группы и общности, нормы, объединенные в подсистемы.
5) Общество находится в поступательном развитии, ни социальные структуры в целом, ни отдельные элементы не могут деградировать.
Задания из второй части (Ответы в последнем уроке раздела)