ТЕМА 1:  Что такое общество. Работаем с понятием ОБЩЕСТВО

Теория:

 

ТЕМА 2:  Что такое общество. Общественные отношения. Общество и природа

Теория:

Практика:

 

КОНСПЕКТ
(НАДО ВЫУЧИТЬ НАУИЗУСТЬ)

 

Термины и понятия (термин – это слово или словосочетание, понятие – определение или объяснение  термина)

Примечание: Друзья! Я сознательно отбираю наиболее короткие и простые для запоминания определения. Авторы современных учебников сознательно усложняют и удлиняют их, чтобы добавить объем для своих книг и пособий. Чтобы казаться солиднее. Это увеличивает их продажи. Особенно этим грешат пособия Баранова. Поэтому у него такие разбухшие сборники. Но нам с вами это все надо учить наизусть.

 

 Общество

  1. Часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная, представляющая собой совокупность индивидов и включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения (определение).
  2. Форма совместной деятельности людей (в широком смысле).
  3. Исторически конкретный тип социальной системы (в узком смысле)
  4. Организация формальная или неформальная. Например: общество спасения на водах (в узком смысле).

Общественные отношения - отношения, которые складываются между людьми в процессе их совместной деятельности.

Природа – окружающий мир (в широком смысле-значении), среда обитания человека (в узком смысле-значении)



Планы (примеры выполнения задания 28 из второй части):

План на тему: Что такое общество

1. Понятие общества:

а) в широком смысле слова;
б) в узком смысле слова.

2. Условия возникновения общества.
3. Основные функции общества:

а) производство материальных благ и услуг;
б) распределение продуктов труда;
в) регламентация деятельности и поведения;
г) воспроизводство и социализация;
д) развитие духовной сферы.

4. Общественные отношения — сущность общества:

а) материальные;
б) духовные.

5. Основные сферы общественной жизни:

а) экономическая;
б) социальная;
в) политическая;
г) духовная.

6. Основные черты, присущие обществу как сложноорганизованной, саморазвивающейся системе:

а) разнообразие различных социальных структур и подсистем;

б) система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений;
в) самодостаточность;
г) динамичность, незавершённость, альтернативность развития;
д) особый статус субъектов, определяющих его развитие;
е) непредсказуемость, нелинейность развития.

План на тему: Общественные отношения

1) Понятие общественных отношений:

а) в широком смысле;
б) в узком смысле.

2) Человек как универсальный субъект общественных отношений.
3) Классификация общественных отношений по основным сферам жизни общества:

а) экономические;
б) социальные;
в) политические;
г) духовные.

4) Содержание каждого вида общественных отношений.
5) Значение общественных отношений для формирования общественной целостности.

План на тему: Общество и природа

1) Общество и природа – органические части материального мира.
2) Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:

а) темпы и качество социальной динамики;
б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;
г) природные катаклизмы и их социальные последствия.

3) Воздействие общества на природную среду.

а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;
б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;
в) использование флоры и фауны;
г) создание преобразованной человеком природной среды

4) Значение природы для человека и общества:

а) кладовая ресурсов;
б) естественная среда обитания;
в) источник вдохновения и красоты.

5) Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.

Общество и природа

1.Общество и природа – части материального мира.
2.Сходство и различия природы и общества.
3.Влияние природы (окружающей среды) на общество:
- позитивное (среда обитания, источник средств жизни и средств производства, стимулирование - развития общества);
- негативное (разрушающее действие природных катаклизмов, способность негативного влияния на здоровье людей, например, метеозависимых, и др.)
4.Воздействие общества на природу:
- позитивное (охрана природы, обеспечение экологической безопасности, использование ресурсосберегающих технологий и др.);
- негативное (загрязнение Земли, истощение недр, уничтожение растительного и животного мира, вырубка лесов и др.)
5.Правовые документы по защите природы в России (Конституция РФ, Лесное право, Водное право и др.)
6. Особенности взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.

 

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задания из первой части (Ответы в последнем уроке раздела)

1. Выберите верные определения, характеризующие понятие «общество» в наиболее широком смысле этого слова, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) объединение людей по сфере деятельности

2) исторический этап в развитии человечества

3) все способы и формы взаимодействия людей

4) специфические свойства определенного этноса

5) человечество в целом, в настоящем, прошлом, будущем

 

2. Выберите примеры, характеризующие влияние природных факторов на развитие человеческой цивилизации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Разливы реки Нил позволили создать египтянам сложную систему орошаемого земледелия, использовать плодородный ил, принесенный нильской водой.

2) Фараон Рамзес II в битве при Кадеше нанес поражение могущественному хеттскому войску, расширив границы своей державы.

3) Земледелие, возделывание фиговых деревьев и финиковых пальм было возможным не только в долине Нила, но и в оазисах, находящихся в пустынных районах.

4) Дельта Нила, в которой русло великой реки разделяется на множество протоков, — место, ставшее воротами Египта в Средиземное море, местом создания порта Александрия.

5) Египтяне в древности возводили для своих правителей величественные гробницы — пирамиды.

6) Египтяне создали уникальную письменность — рисуночное письмо, названное иероглифами, расшифровать которые удалось французскому ученому Ж.-Ф. Шампольону.

 

 

3. Выберите примеры, иллюстрирующие конструктивное взаимодействие человеческого общества и природы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Разрабатываются и принимаются законы об охране окружающей среды, ужесточается ответственность за экологические преступления.

2) Вырубаются леса, сокращается поверхность суши, занятая лесами.

3) Проводится работа по созданию новых природоохранных зон, заповедников и заказников.

4) Разрабатываются экологически чистые производства и технологии, осваиваются альтернативные источники энергии (солнечные батареи, ветряные электростанции).

5) Вследствие хозяйственной деятельности человека катастрофически сокращается численность позвоночных животных в дикой природе.

 

 

4. Выберите предложения, в которых понятие «общество» использовано в наиболее узком, локальном смысле, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Общество любителей миниатюрной книги провело свою ежегодную конференцию.

2) Ученые спорят о расколе как феномене развития российского общества.

3) В своем развитии человеческое общество прошло ряд стадий, обусловленных характером производительных сил.

4) Для традиционного общества характерно сращивание власти с собственностью на землю и средства производства.

5) На веранде собралось приятное дачное общество, пришли все соседи с желанием пообщаться и приготовить шашлык.

 

5. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Современное общество отличается полным доминированием над природными процессами и не зависит от природных факторов.

2) Общество (социум) — обособившаяся в процессе антропосоциогенеза от природы часть материального мира, сохранившая органическую связь с естественной, первичной средой обитания.

3) Социальная реальность, в отличие от природы, порождается субъективными факторами, волеизъявлением и деятельностью человека.

4) Общество отличается сложной структурой, включающей в себя социальные институты, группы и общности, нормы, объединенные в подсистемы.

5) Общество находится в поступательном развитии, ни социальные структуры в целом, ни отдельные элементы не могут деградировать.

 

 

Задания из второй части (Ответы в последнем уроке раздела)

 

  1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество в широком смысле»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержавшее информацию о признаках общества как системе, и одно предложение, раскрывающее значение общества в узком смысле.

 

  1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о сферах общественной жизни, и одно предложение, определяющее основные виды общественных отношений.