ТЕМА 1: Человек как продукт биосоциальной и культурной революции

Теория:

Практика:

ТЕМА 2: Личность, её социализация и воспитание

Теория:


Практика:

ТЕМА 3: Самосознание

Теория:

Практика:

 

КОНСПЕКТ
(НАДО ВЫУЧИТЬ НАУИЗУСТЬ)

 

Термины и понятия

Личность — человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами.
Человек — биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — отдельно взятый представитель всего человеческого рода

Социализация – процесс ппревращения индивида в личность

Самосознание — осознание человеком своего достоинства, ценности собственной личности.

Самопознание — процесс познания личностью самой себя, своего «Я», своих возможностей (физических, интеллектуальных, духовных, волевых), качеств, устремлений, влечений.

Самореализация (от русск. само и лат. realis — вещественный, действительный) — выявление и развитие индивидом личностных способностей, возможностей, дарований.

План (примеры выполнения задания 28 из второй части):

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. В чём проявляется биологическая природа человека:

а) функционирование внутренних органов и систем;
б) первичные (физиологические) потребности;
в) генотип человека и механизмы наследственности.

3. Социальное в человеке:

а) социальные потребности;
б) интересы;
в) волевые качества;
г) самосознание;
д) мировоззрение и др.

4. Единство биологического и социального в человеке:

а) роль наследственности в развитии человека;
б) возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями;
в) осуществление и удовлетворение биологических потребностей в социальных формах.

5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).

 

 

План на тему: Личность как субъект общественных отношений

 

1) Понятие о личности. / Личность — субъект и объект общественных отношений. / Личность — совокупность социально значимых качеств.

2) Важнейшие свойства личности:

 

а) знания о мире, обществе, себе;

б) познавательные и практические умения;

в) социальный опыт;

г) моральные ценности и идеалы;

д) иные социально значимые качества.

 

3) Социализация — процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий:

 

а) первичная социализация (семья, малый социум, дошкольное образование);

б) вторичная социализация (школа, профессиональная деятельность и пр.).

4) Модели взаимодействия личности и общества:

 

а) конструктивная;

б) деструктивная.

 

5) Специфика становления и формирования личностных качеств в современную эпоху:

 

а) толерантность;

б) импровизационность;

в) креативность;

г) инициативность;

д) гуманистичность.

6) Личность и общество, взаимосвязь и взаимозависимость.

 

 

План на тему: Личность в современном обществе

 

1) Личность — субъект и продукт общественных отношений и деятельности.

2) Свойства личности:

 

а) универсальные (вневременные, характерные для людей разных исторических эпох);

б) конкретно-исторические (формируемые в зависимости от исторических условий).

3) Специфические качества личности современного типа:

 

а) готовность к инновациям;

б) адаптивность к быстроизменяющемуся миру;

в) креативность;

г) открытость, толерантное восприятие нового;

д) инициативность и самодеятельность;

е) умение жить и взаимодействовать в поликультурном обществе.

4) Основные факторы воздействия на личность в современном обществе:

 

а) система средств массовой коммуникации;

б) возросшие информационные потоки;

в) изменившийся характер образования и труда;

г) интенсификация общения в сетевом сообществе

 

5) Интеллектуальное развитие — важное условие эффективности личности в современную эпоху.

 

 

Задания из первой части

 

  1. Выберите признаки, отличающие человека от высших животных, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) инстинкты

2) рефлексы

3) потребности

4) моральные ценности

5) сознание

6) идеалы

 

Ответ: _________________.

 

  1. Выберите качества человека, имеющие социальную природу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) общение при помощи членораздельной речи

2) способность укрываться от опасности

3) потребность в пище и воде

4) необходимость поддержания теплового баланса

5) знания об окружающем мире

6) способность изменять условия своего существования

 

Ответ: _________________.

 

  1. Выберите верные суждения о биосоциальной природе человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Человек от рождения наделен задатками — биологическими основами развития способностей.

2) Осознание человеком нужды в чем-либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называют потребностью.

3) К естественным (биологическим) потребностям человека относятся потребности в общении и в продолжении рода.

4) Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности, называют способностями.

5) Самооценкой называют возможность человека изучать, исследовать свои возможности, способности, устремления.

 

Ответ: _________________.

 

  1. Выберите верные суждения о природе человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Индивид — единичный и типичный представитель человеческого рода, при рождении обладает задатками — биологическими основами для развития способностей.

2) Совокупность уникальных, неповторимых качеств, отличающих каждого человека, составляет суть понятия «индивидуальность».

3) Физиологическими качествами человека является потребность в дыхании, поддержании водно-солевого и энергетического баланса.

4) Трудолюбие, способность сопереживать близким, коммуникабельность — набор врожденных, естественных человеческих свойств.

5) Новорожденный ребенок является личностью, обладающей набором социально значимых признаков.

 

Ответ: _________________.

 

  1. Выберите верные суждения об индивиде и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Индивидом является новорожденный ребенок, не обладающий при рождении личностными качествами.

2) Характеристика «индивид» соответствует человеку как представителю биологического вида «хомо сапиенс».

3) Индивидом называют только того человека, чья социализация носила негативный характер, способствовала развитию дурных качеств, подлости, ненависти к людям.

4) Человеческий индивид от рождения наделен волей, силой характера и интеллектом.

5) Как и детеныш животных, новорожденный ребенок беспомощен и нуждается в заботе со стороны взрослых.

 

Ответ: _________________.

 

  1. Анна Михайловна — опытный преподаватель математики. На ее уроках всегда интересно ученикам. Ее ученики побеждают на региональных и общероссийских математических олимпиадах.

Выберите из перечня качества, характеризующие Анну Михайловну как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Она обладает высоким ростом и светлыми волосами.

2) У нее много друзей, с которыми она ходит в походы на байдарках.

3) Она регулярно проводит семинары для коллег, учителей математики из соседних школ.

4) В прошлом году она победила в городском конкурсе «Учитель года».

5) У нее крепкое здоровье, она редко болеет.

6) Она — обладательница красивого голоса.

 

Ответ: _________________.__

 

  1. Французский просветитель Вольтер определял значение деятельности в жизни человека: «Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для чело-

века одно и то же». В основе деятельности человека, в отличие от поведения животных, лежат

 

1) врожденные инстинкты

2) условные рефлексы

3) осознанные мотивы

4) безусловные рефлексы

  1. Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) В процессе социализации индивид усваивает ценности и нормы жизни в обществе, осваивает базовые социальные роли, способы взаимодействия с обществом.

2) Институты первичной социализации, как правило, не формализованы и оказывают широчайший спектр комплексных воздействий на формирующуюся личность.

3) Вторичная социализация отличается активностью самой социализирующейся личности в выборе путей, способов и агентов социализации.

4) В процессе социализации природные, врожденные задатки и качества полностью нивелируются социальным воздействием.

5) Формирование личностных качеств человека завершается к началу его трудовой деятельности после получения образования.

 

Ответ: _________________.

 

  1. Немецкий писатель и философ И.-В. Гете писал: «Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом». Процесс, в ходе которого каждый человек осмысливает свои способности, желания, возможности, интересы, называется в науке

 

1) самостоятельностью

2) социализацией

3) самореализацией

4) самопознанием

 

 

  1. Ученые определяют человека как биопсихосоциальное существо. Выберите качества и свойства человека, отражающие особенности его психики, и запишите их номера.

 

1) нравственные ценности и идеалы

2) сила воли и характера

3) особенности памяти и речи

4) самооценка личности

5) учебные и практические умения

6) особенности мышления

 

Ответ: _________________.

Следующее задание (11) из ЕГЭ убрали. 

  1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предложенного списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 

Индивидуальность — неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа и, естественно, в первую очередь относится к ______________(А), глубокое познание которого невозможно без его рассмотрения в качестве индивидуальности.

Определение индивидуальности есть попытка постичь __________(Б) конкретного субъекта, исходя из его единичных параметров. Сама природа сберегает в индивиде не только общевидовые, но и неповторимые, ___________(В), что обнаруживается уже на генетическом уровне. Биологическая неповторимость организмов жестко запрограммирована ___________(Г) и сохраняется при любых изменениях окружающей среды. Чем шире  биологическое разнообразие особей, тем прочнее положение состоящего из них вида в природе.

Также и успешное функционирование и развитие общества предполагают наличие определенного ____________(Д) его членов. Именно разнообразие его членов, существование ярко выраженных индивидуальностей представляет собой действительное

богатство всякого общества и его культуры. Поэтому индивидуальное своеобразие людей — это закон социального развития. Это и есть так называемый парадокс индивидуальности. Общество требует известной ____________(Е), например профессиональной, и  одновременно не может существовать без сохранения и развития индивидуальных особенностей людей. В этом смысле индивидуальность можно представить как общественный способ существования человека.

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

1) уникальные признаки

2) интернационализация

3) социализация

4) целостность

5) унификация индивидов

6) гуманность

7) уровень разнообразия

8) человек

9) генотип

Задания из второй части

 

  1. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социализация индивида»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о факторах, агентах социализации;

− одно предложение, характеризующее специфику процесса социализации.

 

  1. Приведите три любых института социализации, проиллюстрировав их роль в жизни человека конкретными примерами.

 

  1. Укажите любые две особенности вторичной социализации (ресоциализации) индивида, проиллюстрировав каждую из них конкретным примером.

 

  1. Немецкий писатель и философ И.-В. Гете писал: «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными». Как в обществознании называется данный процесс?

Приведите понятие, укажите любые два фактора, влияющие на протекание этого процесса, и проиллюстрируйте действие одного из них на конкретном примере.