Любой маститый писатель знает, что рассказ – наиболее сложная форма в литературе. Куда легче написать повесть и даже роман, нежели рассказ.
Мастера литературы, однако именно с рассказов рекомендуют приступать начинающим авторам к штурму в овладении писательским мастерством. Как художники начинают с эскизов, музыканты с этюдов, так и литераторы должны набивать руку на рассказах.
И тем не менее девяносто пять процентов авторов начинают не с рассказов, а с романов. В крайнем случае с повестей. Даже если до этого они не написали ни строчки. Чего зря мелочиться? Рассказы? Это же мелко! Семечки! Кто сейчас пишет рассказы? Времена Чехова и Куприна давно миновали.
Так и я долгое время избегал рассказов и шарахался от них, как от больных проказой.
Две главные трудности в написании рассказа – это сюжет, он должен быть коротким и незатейливым, вторая – легкость письма. Все это присутствует у великих мастеров короткой прозы от Чехова и О,Генри, до Носова и Драгунского (в детской литературе).
Я же написал и издал несколько книг с крупными произведениями (романы и повести) в издательстве Армада в популярной детской серии «Замок чудес», но мне еще очень хотелось увидеть свои опусы в периодической печати. Признаюсь, мне не давали покоя лавры Александра Дюма, который печатал свои романы в газетах и журналах. Из номера в номер.
Однако, когда я пришел с этой идеей к современным газетчикам, они этого не одобрили.
Редактор еженедельной газеты «Школьники» Аркадий Крыльцов с ходу отверг эту идею.
– Это не пойдет. Это прошлый век. Никто в наши дни большие произведения из номера в номер читать не будет. Вот рассказы я бы взял. Отдельные рассказы. Один рассказ на один номер. Ближайший готовится к четвергу.
Я в душе сник. Рассказов в моем литературном багаже не было. Я даже не знал, как за них взяться. И я пошел на хитрость.
– А что, если, в рассказах будет один герой? – спросил я редактора.
– А вот это очень даже хорошая мысль, – согласился он. – Получается серийность.
– У меня есть такие рассказы. Завтра принесу! (тогда я еще носил свои произведения на дискетах).
Я пришел домой. Открыл на компьютере тогда еще в досовской программе Лексикон свою уже изданную повесть «Предводитель мух» и начал кроить. Первым делом изменил название. Убрал оригинальное и написал «Истории капитана Краснобаева». Истории — это ведь те же самые рассказы. Разве не так? Так! А потом в каждой главе я убрал слово «Глава» и заменил его словом «История».
Так у меня и получилось: история первая, история вторая, история третья. Вместо одной повести у меня вышел сборник из двадцать историй, то есть не историй, а рассказов.
Газета – дело быстрое. Уже в следующий четверг я купил свежий, пахнущий типографской краской шестой номер за 1999 год, открыл его и на пятнадцатой полосе увидел свой рассказ. И в этот же день его увидели и прочитали еще пятьдесят тысяч человек. И читателям, как юным, так и взрослым (тогда эту газету читали все. Она была очень популярна) эти истории очень понравились. В редакцию пошел поток восторженных писем. И все требовали продолжения.
Так продолжалось тридцать недель. Рассказы обрели своих читателей, редактор получил материал на целую полосу, а автор издателя. Когда истории про Краснобаева закончились, я принес в газету роман “Рыцарь Катерино”, и его приняли без колебаний, выделили художника иллюстратора Елену Александрову, и он стал выходить из номера в номер, каждую неделю.
Так сбылась моя мечта, быть похожим на Александра Дюма. С 1999 года по 2008 год в газетах “Школьники” и “Школьники Постарше” я опубликовал практически все свои произведения.
К гордости своей скажу, что я пробил брешь редакторского недоверия и для других писателей. В “Школьниках” стали печатать большую прозу и других авторов: Евгении Басовой, Петра Маркина и др.
К сожалению, обе газеты закрылись, потому что не выдержали конкуренции с наступающими тогда на прессу социальными сетями, и наше десятилетнее сотрудничество завершилось.
Но мастером рассказа, я пока еще не стал. Об этом продолжу свою историю в следующей части, и речь пойдет о другой газете.