Психика человека различна с психикой животных. Она включает в себя сознание. Например, рефлексы у человека могут выражаться как осознанная деятельность – деятельности сознания.
Что же такое – сознание? Сознание – это совокупность всех психологических процессов, свойств, состояний свойственных для человека как личности; совокупность всех форм познания окружающего мира. Это ощущение, мышление, деятельность, память.
Окружающий мир воздействует на человека на его сознание, а сознание потом преобразуется в реальные действия. В сознании формируются модели действительности, которые помогают человеку ориентироваться в мире и социальной среде.
Человек может манипулировать своим поведением за счет модели внешнего мира. В ней человек может сопоставлять настоящие его действия с прошлым и планировать свои намерения на будущее. Так проявляется предусмотрительность – способность определять результат действий до их совершения.
Такие понятия как деятельность и сознание неразрывно связаны. Первый человек который сказал, что деятельность и сознание едины – был С.Л.Рубинштейн. Он говорил, что: «деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство».
Деятельность — это важный аспект жизни человека. Она появилась в процессе эволюции. Животное приспосабливается к изменениям внешней среды, человек же напротив изменяет ее. Деятельность делится на несколько ступеней: потребности(цели), пути достижения и результата.
Деятельность возникает в среде обитания и делится на два типа: физическую и умственную. Физическая деятельность — это деятельность, направленная на преобразование окружающей среды. Этот вид деятельности требует высоких энергетических затрат. Умственная деятельность – направлена на прием и обработку информации. Она требует повышенной внимательности и активизации мышления.
Деятельность на каждом возрастном периоде жизни человека различна. Например, для ребенка до школы ведущий вид деятельности — это игра, для подростка – общение, а для взрослого – труд. Хотя в свободное время взрослый человек может и учиться и развлекаться, посвящать время спортивным или интеллектуальным играм, общению.