Каждый человек в течение всей своей жизни приобретает различными способами знания об окружающем мире. Что такое знания и как их получить? Знание – это информация о действительности. Формами получения знаний являются чувственное и рациональное познание. Возникает вопрос, что же такое познание? Познание – это деятельность, которая направлена на получение новых знаний. Способность познания связана с мышлением, которое в свою очередь связано с речью, а речь осуществляется с помощью языка. Различают следующие формы чувственного познания:
- Ощущение – это отражение определенных свойств, признаков или процессов объекта, возникающее при его воздействии на органы чувств. Все сведения о мире человек получает при помощи ощущений. Например, дотронувшись рукой до объекта, мы понимаем, что ощутили что-то твердое, мягкое, шершавое или гладкое. Ощущения могут быть внешние – при помощи органов чувств и внутренние (чувство голода, жажды, болевые ощущения от внутренних органов).
- Восприятие - это целостное отражение объектов при их воздействии на органы чувств. Этот процесс несет осмысленный характер, то есть человек, воспринимая какой-то объект, понимает при этом его сходство с другими объектами, узнает его. Например, когда мы видим лимон, мы узнаем его, сравнивая с ранее увиденными объектами, и относим к тем предметам, которые можно употреблять в пищу.
- Представление – это образ объекта, который мы способны воспроизвести в голове на основе предыдущих представлений, восприятий и воображения, которое может сильно изменить образ увиденного ранее. Например, представление о мифическом кентавре – это следствие фантазии, так как ему не соответствует никакой объект действительности, но объект воображения «собран» из реального коня и человека.
В процессе рационального познания выделяют следующие формы:
- Понятие – это мысль о предмете, фиксирующая в нем общие и существенные признаки вещей. Например, индивидуальные понятия («Австралия», «Юпитер»), и обобщенные («страна», «река).
- Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объектах познания. Например, суждение «Собака – лучший друг человека» или «Биология – это наука о жизни».
- Умозаключение – это логическое суждение, посредством которого из одних суждений формируются другие суждения (заключения или выводы).
Например, суждение «Все прямоугольники – параллелограммы» и суждение «Все квадраты есть прямоугольники» формируют умозаключение «Все квадраты есть параллелограммы».
Посредством органов чувств, мышления, с помощью интуиции и эмоций человек получает знания о мире. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.
Истина - это знание, которое соответствует действительности, реальности. Существуют абсолютная истина (окончательное знание) и относительная истина (знание, которое можно дополнить или опровергнуть). Заблуждение - это утверждение, которое не соответствует действительности, но ошибочно принимается за истину. Напротив, ложь - это сознательное искажение действительности.
Различают следующие виды познания:
- Художественное познание - это образование и восприятие художественных образов – произведений искусства.
- Обыденное познание – это ежедневное изучение человеком простейших сведений о природе, о человеке и обществе.
- Философское познание - это образование общих идей существования мира и человека в нем.
- Игровое познание - это спортивные и деловые игры, ритуалы и культовые деяния, во время которых осуществляется познание мира.
- Научное познание - это исследование мира при помощи научных методов с целью получения истинного знания о его законах.
- Религиозное познание - это объяснение мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил.
С давних пор люди задаются вопросом «Познаваем ли мир?». В собственных суждениях о данной проблеме ученые разделились на гностиков (оптимистов), агностиков (пессимистов) и скептиков.
Я считаю, что нужно стремиться познавать мир и открывать для себя все более новые и увлекательные знания. Наша деятельность помогает нам расширять горизонты нашего мировоззрения, открывает нам глаза на удивительный мир вокруг нас, который нужно познать.