ЕГЭ или ОГЭ по обществу  

Иванова Екатерина М-10-2

Как и почему возникла мораль?

Для того чтобы понять как и почему возникла мораль, необходимо прежде всего разобраться в самом определении этого слова.  Итак, мораль – это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Но ведь мораль сама по себе существовала задолго до появления этого термина. Действительно, люди, лишённые опыта или ослеплённые злом, могут быть далеки от морали. Поэтому смысл жизни состоит в открытии извечных ценностей добра, милосердия, справедливости, дарованных человеку Богом. В доказательство этого мнения приводится немало примеров (которые не утратили своего значения и до настоящего времени) воплощения моральной мудрости в жизни разных народов, в жизни подвижников, проро­ков, святых, Сына Божьего Иисуса Христа, назначением которых было указание людям пути нравственного совершенствования.  Но когда же именно возникла мораль?

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах жизни общества: в труде, в личных отношениях и в быту. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, из которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.

Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанные обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей и их духовные потребности. В морали отражены отношение человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку.

Понятно, что моральные нормы и правила существовали задолго до того, как возникло и стало общеупотребительным слово «мораль». Да и составлялись инструкции по поведению людей в разных уголках мира. Воплощались они в обычаях и традициях. С древнейших вре­мён обычаи регулировали жизнь общины: распределение пищи, по­ведение вождя, правила сосуществования людей. Тогда от соблюде­ния этих правил зависело выживание человека. Старинные обычаи исследовать трудно, потому что многие из них не сохранились.

Со временем в коллективах людей возникли нормы, которые оценивали поступки человека с позиций добра и зла, справедливос­ти и несправедливости, милосердия и жестокости и т. п. Они-то и являются моральными нормами. Моральный опыт народа вопло­щён в его языке, в частности в пословицах и поговорках.

Представления и нормы, на основе которых возникали правила поведения людей, изменяются.

Наиболее древний свод законов, согласно которому поступали наши предки на протяжении нескольких веков, – «Русская прав­да» – сохраняет нормы дохристианской морали, такие как кровная месть, «око за око, зуб за зуб». С введением на нашей земле христи­анства (988 г.) в обычаях и традициях украинцев господствующей становится христианская мораль.

Разберемся с терминами обычай и традиция.

Итак, обычай – это общепринятый порядок, правила, которые издавна существуют в жизни народа, порядок проведения каких-либо праздников, отмечание событий.

Традиция – это обычаи, нормы поведения, которые передаются из поколения в поколение.

Мораль — древнейшая форма; человеческого сознания. Уже простейший первобытный человеческий коллектив не мог обойтись без морали. Сформировано она стихийно, в процессе коллективного труда, требовавшего общих усилий людей, ибо жизнь каждого зависела от сплоченности коллектива, и каждый вынужден был беспокоиться и о своих соплеменниках, без которых его личное существование и борьба с суровой природой были бы невозможны.

Сплочение коллектива требовало обуздания животных инстинктов первобытного человека. Выработанные в коллективном труде первые моральные нормы (взаимная помощь, обязательность труда каждого, верность заповедям предков) были вплетены в жизнедеятельность людей и играли большую роль в формировании первобытной общины. Для утверждения этих обычаев использовалось все: запрет и общественное осуждение, физическое наказание и даже изгнание из общины.
Вся жизнь человека протекала на виду коллектива, реакция которого на поведение индивидуума имела практический характер, так как от коллектива зависело реальное положение человека в нем.

Познакомимся же поближе с историей возникновения морали.

Как известно, весь библейский рассказ о появлении общества призван убедить верующих в божественной сущности и таком же происхождении морали. И теперь мы уже знаем истинную цену этого «учения» религии, его вопиющее противоречие с действительной историей появления людей. Ведь доподлинно известно, что возникавшее общественное производство обусловило выработку участвовавшими в нем людьми определенных норм поведения. Они уже не могли, например, вступать в половые общения когда попало и где попало, потому что это отразилось бы на успешности охоты или обороны, на жизни всего коллектива. Подтверждение этого вывода находим в многочисленных правилах и запретах, регламентировавших половые отношения первобытных людей. Так, воины индейского племени крик воздерживались от всяких сношений с женщинами в течение трех дней и трех ночей до и после похода. А у племен ба-педи и ба-тонга (Южная Африка) во время войны от всяких половых сношений должны были воздерживаться не только воины, но и все остававшиеся в селении.

Трудности длительного воспитания подрастающего поколения точно так же должны были, в свою очередь, вызывать к жизни уже у формировавшихся людей зачатки определенных норм поведения взрослых и детей по отношению друг к другу, о чем убедительно свидетельствует наличие большого числа таких норм у австралийцев, тасманийцев и других первобытных народов. Старшие члены коллектива должны были у них повседневно воспитывать младших в духе выполнения всех правил поведения, передавать им знания, обучать охоте, обращению с оружием и т. д., в то время как младшие обязаны были уважать старших, беспрекословно подчиняться им, по мере своих сил участвовать в общем труде. Нормы поведения должны были регулировать отношение членов коллектива и к труду, и к распределению и потреблению пищи, и отношения к представителям других коллективов и т. д.

Уже из этого становится ясной вся вздорность утверждения современных богословов о том, что «своеволие, непокорность врачуется покорением воле божией с отвержением своей и всякой другой воли, которые противятся воле божией». Коллектив, а не бог, был той силой, которая заставляла всех его членов неукоснительно выполнять выработанные им нормы поведения и жестоко наказывала за отступление от них. На Банксовых островах (Меланезия) мужчине ни при каких обстоятельствах не разрешалось готовить пищу в доме, так как стряпня являлась исключительно женским занятием. У ительменов (Камчатка) шитье и изготовление обуви было уделом женщин; если бы мужчина занялся этим делом, он заслужил бы всеобщее презрение. Если индеец струсил во время сражения или охоты, то ему лучше не возвращаться домой: мужчины изгонят его из своей среды, его будут презирать даже дети, и у него останется лишь одно избавление — то, чего он боялся, — смерть.

Для закрепления норм поведения первобытные народы выработали целую систему воспитания потомства. Юноша или девушка до известного возраста не могли присутствовать на собраниях взрослых и участвовать в их делах. Больше того, для перехода в их среду они должны пройти сложные обряды и испытания. Так, у австралийских племен эти посвятительные обряды имели общественный характер. В племени арабана мальчика на длительное время изолировали от женщин и детей, обучали священным церемониям, заставляли стоять несколько минут на коленях в костре, покрытом зелеными ветками и вынести целый ряд других истязаний. В племени аранда эти обряды были еще более жестокими и длительными. Все они преследовали одну главную цель: воспитать мужественного, закаленного, дисциплинированного члена коллектива, а также закрепить существовавшее разделение труда между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми. И эта выработанная тысячелетиями система воспитания давала такие результаты, которые поражали европейцев. Характеризуя родовой строй индейцев, Энгельс писал: «А каких мужчин и женщин порождает такое общество, показывает восхищение всех белых, соприкасавшихся с неиспорченными индейцами, чувством собственного достоинства, прямодушием, силой характера и храбростью этих варваров»[21].

Первобытный человек полностью зависел от коллектива. По образному сравнению Маркса, «отдельный индивидуум не порвал еще пуповины, связывающей его с родом или общиной, и спаян с ними столь же тесно, как отдельная пчела с пчелиным ульем». Без полного подчинения личности коллективу последний не мог бы существовать при столь слабом развитии орудий труда и оружия. Именно это обстоятельство, а не бог, на что всегда упирают богословы, предопределило появление морали вместе с человеком. Здесь очень уместно вспомнить замечательную по глубине мысль Ленина, высказанную им в письме к Горькому: «В действительности «зоологический индивидуализм» обуздала не идея бога, обуздало его и первобытное стадо и первобытная коммуна».

В справедливости ленинской мысли убеждает нас анализ самих десяти заповедей Моисея. Ведь ясно же, что, например, заповедь «не убий» вошла в Библию из повседневной жизни людей той эпохи. Она отражала их племенную разобщенность, заставлявшую их сплачиваться перед внешним врагом. Вот почему эта заповедь имеет в виду борьбу с убийством соплеменников и, наоборот, поощряет кровопролитие по отношению ко всем инородцам и инаковерующим. Больше того, в следующей же главе, после изложения заповедей, в Библии оправдывается имевшая большое распространение в то время кровная месть: «А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» («Исход», 21, 23–24). То же самое можно сказать и о других заповедях.

Итак из всего выше сказанного можно сделать вывод, что мораль формировалась по мере выделения человека из животного мира. Природа не оперирует категориями морали, её придумали люди для того, чтобы манипулировать вашим поведением и успешно оправдывать свои действия или бездействия. История возникновения и развития морали свидетельствует, что ее содержание во многом определялось социальными условиями жизни людей и должно рассматриваться в связи с культурно-историческими этапами, которые проходило в своем развитии человечество.

ЕГЭ или ОГЭ по обществу  

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.