Августин Блаженный родился в 354 году, в нумидийском городе Тагасте. Умер в 430 году в Гиппоне. Августин – философ, христианский богослов, проповедник, один из Отцов христианской церкви. Его многочисленные письменные работы, наиболее важными из которых являются «Исповеди» (400) и «О граде Божием» (413-426), сформировали практику библейской экзегезы и помогли заложить основу для большей части средневековой и современной христианской мысли. В римском католицизме он официально признан доктором церкви.
Более пяти миллионов слов его трудов сохранились и все они демонстрируют силу и остроту его ума. Они обладают редкой силой привлекать внимание читателей как в то время, так и в наше.
Учения Августина:
Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, которые перерождает всё умирающее в мире. Мир один и несколько миров быть не может.
У Августина проблема Бога и его отношения к миру является главной. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек зависят от него.
Человек создавался Богом, как свободное существо, но после грехопадения сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникло зло, так человек стал несвободным.
Августин изо всех сил пытался примирить свои убеждения о свободной воле и своей вере в то, что люди несут моральную ответственность за свои действия, полагая, что его жизнь предопределена. Он считал, что, поскольку люди начинают с подлинного греха и поэтому по своей природе злы (даже если, по его мнению, зло не является чем-то реальным, а просто отсутствием добра ), тогда классические попытки достичь добродетель по дисциплине, обучению и разуму все ведут к неудаче, и искупительное действие Божьей благодати дает надежду. Он предположил, что «мы слишком слабы, чтобы узнать правду только по причине».
В своих богословских работах Августин излагал концепцию подлинного греха (вины Адама, которую наследуют люди) в своих работах против пелагианских еретиков, что оказало большое влияние на Фому Аквинского . Он помог сформулировать теорию справедливой войны и выступал за применение силы против донатистских еретиков. Он разработал доктрины предопределения (божественного предопределения всего, что когда-либо произойдет) и эффективной благодати (идея о том, что спасение Бога предоставляется фиксированному числу тех, кого Он уже решил спасти), которые позже нашли красноречивое выражение в работах реформационных богословов, таких как Мартин Лютер (1483-1546) и Джон Кальвин (1509-1564), а также Корнелиус Янсен (1585 – 1638) во время контрреформации .