Вольтер – философ и просветитель. История и биография
Франсуа Мари Вольтер относится к виднейшим мыслителям французского
просвещения.
Деятельность Вольтера связана с борьбой против религиозной нетерпимости, критикой феодально-абсолютистской системы: «Философские письма» .
Интересно и то, что он был в самой гущеполитических процессов в Европе. Так же он вёл переписку со многими венценоснымиособами, тем самым оказывая определённое влияние на политику.Вольтер был не только философом, однако именно его философские взглядыпредставляют большой интерес. Важное место в философии Вольтера занимает его отношение к религии и к богу.Вольтер считает, что Бог – “единственный, кто могущественен, ибо это он всесоздал, но не в сверх мере могущественен”, так как “каждое существоограничено своей природой” и “существуют вещи, коим верховный интеллект не всилах воспрепятствовать, например, воспрепятствовать тому, чтобы прошлое несуществовало, чтобы настоящее не было подвержено постоянной текучести. чтобыбудущее не вытекало из настоящего.”
После нескольких лет учебы в парижском иезуитском коллеже Людовика Великого юный Аруэ по настоянию отца занялся изучением права. Вскоре он восстал против родительской воли и без сожаления променял юриспруденцию на лавры дерзкого стихотворца и радости светской жизни. В мае 1717 за составление сатиры на регента Франции герцога Орлеанского начинающий сочинитель попал в Бастилию, однако год тюремного заключения не охладил пробудившегося литературного пыла.
Вольтер обращался с деньгами так же разумно, как со словом, и в конце концов стал независимым богатым человеком, однако в 1726 году попал в пренеприятную ситуацию. Вольтер зарекомендовал себя остроумнейшим и ярчайшим сатириком своего времени (а возможно, и всех времен). Ему хватало скромности, которую некоторые французские аристократы любили в простых людях. Это привело к диспуту между Вольтером и одним таким аристократом – Шевалье де Роганом, в котором остроумие первого принесло ему победу в словесной дуэли. Однако вскоре тот организовал избиение Вольтера группой хулиганов, а позже заключил его в Бастилию. Вскоре Вольтера выпустили из тюрьмы с условием, что он покинет Францию. Вольтер отправился в Англию, где прожил два с половиной года.
Пребывание в Англии оказалось поворотной точкой в его жизни. Он научился говорить и читать по-английски, познакомился с трудами таких знаменитых англичан, как Джон Локк, Фрэнсис Бэкон, Исаак Ньютон и Уильям Шекспир, а также лично познакомился со многими английскими мыслителями того времени. Вольтер был потрясен Шекспиром, английской наукой. Но больше всего его поразила политическая система. Английская демократия и личные свободы представляли собой резкий контраст политическим условиям во Франции. Ни один английский лорд не мог издать указ и таким образом бросить Вольтера в тюрьму. И если бы его по какой-то причине несправедливо обвинили, после доставки в суд он вскоре был бы освобожден.
Сильные боли, происхождение которых поначалу было неясно, вынуждали Вольтера принимать большие дозы опия. В начале мая, после обострения болезни, доктор медицины Троншен поставил неутешительный диагноз: рак предстательной железы. Вольтер еще крепился, порою даже шутил, но зачастую шутку прерывала гримаса боли.
Услышав голоса, Вольтер повернулся к вошедшим, но как будто не узнал их, а может, не подал вида, что узнает.
“Дайте мне умереть спокойно”,- тихо, но внятно проговорил он. Посетители еще немного потоптались возле умирающего, а затем гуськом покинули спальню. У постели остался только старый слуга…
Часы в гостиной пробили одиннадцать вечера, когда Вольтер очнулся из полузабытья и повернулся к слуге. “Прощай, дорогой Морен, я умираю”. Морен наклонился над хозяином и через мгновение понял, что тот мертв.