Что же такое рынок? Каковы его функции? И главное – какие его виды существуют? Именно на эти вопросы я постараюсь ответить в своей статье.
Во-первых, начнем с небольшой исторической справки: рынки, как определенные места купли и продажи, появляются благодаря первичному разделением труда в древнем обществе, в основном население разделялось на крестьян и ремесленников, и зарождением торговли, появлением избытка ремесленной и сельскохозяйственной продукции. Также существует предположение о том, что рынок является изобретением финикийцев и его возраст достигает порядка 3000 лет.
Теперь давайте рассмотрим саму сущность рынка, то есть найдем его определение. Как уже говорилось в исторической справке, рынок – это место купли и продажи товаров. В данном определении выражается как и сущность, так и важнейшая функция рынка. Эта особенность останется неизменной на протяжении всего существования рынка как института.
С развитием товарно-денежных отношений в обществе наряду с узким значением появилось более расширенное. Под рынком в широком смысле можно понять как совокупность всех экономических отношений, форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг, а также как сферу обмена товаров. Рыночные отношения регулируются и координируются с помощью рыночного механизма.
Появляется новый термин, “рыночный механизм”, в котором также следует разобраться. Рыночный механизм - это механизм взаимодействия экономических субъектов (производителей, продавцов, потребителей, посредников, гос.учреждений) между собой, установления ими экономических связей, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции, а также это механизм ценообразования, распределения ресурсов и доходов на объективных законов рынка.
Теперь, переходя к функциям рынка, необходимо также отметить его условия возникновения или факторы формирования, признаки и черты.
Каждый рынок обуславливается едиными условиями его возникновения. Для этого необходимо общественное разделение и специализация труда, экономическая обособленность производителей, самостоятельность производителей, наличие потребностей людей, частной собственности, разделение и труда. Под воздействием этих факторов, условий, продукт труда превращается в товар, который нужен людям для удовлетворения их потребностей, но который можно получить у владельца продукта только путем эквивалентного обмена на другие продукты труда или их заменители, например, на деньги.
Рынок стоит на “трех китах” – на трех определяющих признаках, а именно:
1). Нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить
2). Нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать
3). Нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения
Любой общественный и экономический институт обладает свойственными ему чертами, положительными и отрицательными, и рынок тому не исключение. Основные черты рынка:
1). Рынок способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы
2). Стимулирует научно-технический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе
3). Создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность
4). Не гарантирует решение таких социально-экономических проблем, как безработица и инфляция
5). Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству
6) Способствует циклическому развитию экономики, что обуславливает появление всевозможных кризисов.
Описав условия возникновения, признаки и черты рынка, переходим непосредственно к его функциям. Функции рынка определяются решаемыми им задачами. Рынок отвечает на вопросы: что, как и для кого производить? Он выполняет ценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую и санирующую функции.
Важнейшая функция рынка, ценообразующая, отвечает за соединение производителей товаров и их потребителей. Информационная функция предоставляет информацию о размерах того или иного производства и удовлетворяет потребительский спрос на конкретные товары. Регулирующая, в свою очередь”, характеризуется “перетеканием” капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. И санирующая или “оздоровительная” служит в качестве “освобождения” экономики от неэффективной деятельности, например нерентабельные предприятия в условиях рынка в последствии становятся банкротами.
Итак, мы подошли к основной части статьи, в которой мы подробно разберем вопрос о видах рынка. Можно выделит различные виды рынков в зависимости от анализируемого признака.
По экономическому назначению объектов рыночных сделок:
1). Рынок потребительских товаров и услуг, включающий рынок продовольственных товаров(питания), рынок непродовольственных товаров(одежды”обуви, бытовой техники, автомобилей личного пользования, к косметики, лекарств и т.д.) и рынок услуг(образование, здравоохранение, бытовые, жилищно-коммунальные и другие услуги личного потребления).
2). Рынок факторов производства, подразделяющийся на рынок рабочей силы(рынок труда), рынок средств производства и рынок сырья, то есть природных ресурсов(земельных и водных, месторождений полезных ископаемых и др).
3). Финансовый рынок, включающий фондовый рынок или рынок ценных бумаг и денежный или валютный рынок
4). Рынок жилья и недвижимости, обладающий рынком земли и рынком недвижимости
5). Информационный рынок
6). Рынок интеллектуальной собственности и прав владения ею
7). Рынок духовных ценностей, состоящий из рынка художественных произведений и прав владения ими и рынка культурно-исторических реликвий и прав пользования ими
По пространственному признаку или по масштабам рынка различают:
1). Локальный или местный рынок
2). Региональный рынок
3). Межрегиональный рынок
4). национальный рынок
5). Международный рынок
6). Мировой рынок
По степени ограничения конкуренции выделяют следующие виды рынка:
1). Чистая или совершенная конкуренция
2). Монополия
3). Монополистическая конкуренция
4). Олигополия
Характеризующиеся действующим законодательством:
1). Легальный или законный
2). Полулегальный или “серый” рынок
2). Нелегальный или теневой
По географическому признаку:
1). Внутренний рынок
2). Внешний рынок
По характеру распродаж различают:
1). Оптовый рынок
2). Розничный
Зависящие от уровня насыщенности:
1). Равновесный
2). Избыточный
3). Дефицитный
Характеризующуюся степенью регулируемости:
1). Регулируемый
2). Нерегулируемый
Следует отметить, что виды рынков и их особенности позволяют следить за исторической перспективой экономического развития и прогнозировать возможности рыночного изменения, а это, в свою очередь, необычайно важно, поскольку это самое изменение можно направить в нужное русло.
Подводя итог, следует сказать, что рынок является основой экономической жизни общества. Развитие общества и eгo экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и eгo часть. Поэтому для успешного процветания и развития экономики страны, экономической жизни, а также самой общественной жизни государства необходимо всячески поддерживать, субсидировать институт рынка и усовершенствовать рыночные, торговые механизмы, направляя их в сторону укрепления, никак не во вред, национальной экономики.