Жан-Жак Руссо – мыслитель и один из самых ярких представителей французского Просвещения, его сочинения в XVIII веке комментировала и обсуждала вся Европа.
Жан-Жак Руссо родом из Женевы, вырос в семье часовщика. Образования получить не смог: в 1722 г. воспитывался тетями, дальнейшее время провел в протестантском пансионе Ламберсье в Боссе около французской границы, после возвращения в Женеву какое-то время хотел стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. В юности работал лакеем, гравером, гувернером, учителем музыки, писцом, секретарем, театральным писателем, композитором. В 1728 из-за тирании хозяина Руссо покинул родной город и до 1741 г. жил в Швейцарии.
После этого уехал в Париж, где познакомился с просветителями, среди которых были Дидро, Д’ Аламбер, Гольбах, Мариво, Фонтенел, Фридрих Гримм, Луиза д’Эпине и работал в энциклопедии: был автором статей по музыке. В 1743 – 1744 гг. являлся секретарем французского посольства в Венеции.
С 1750 г. его произведения начали публиковаться и постепенно набирать популярность у населения за критику устоявшихся в обществе положений. Из-за идей Руссо, показаных в политическом трактате «Об общественном договоре» и романе «Эмиль, или О воспитании», Женева лишила Руссо гражданства, а парижский парламент запретил роман и приговорил философа к тюремному заключению. Философу пришлось уходить от наказания: он бежал в Иверден, затем в Мотье. В 1764 Руссо уехал в Англию, где прожил три года. В мае 1767 года Руссо вернулся во Францию, так как поссорился с пригласившим его в Англию Юмом.
В Париж вернулся только в 1770 году. Последние годы проживал уединенно, переписывал ноты, чтобы добыть средства к существованию, писал мемуары. Умер Жан-Жак 2 июля 1778 в местечке Эрменонвиль близ Парижа – в имении маркиза Р.Л. Жирардена, где провел последние месяцы жизни.
Основные произведения
«Рассуждение о науках и искусствах» (1750, трактат).
«Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми» (1755, трактат).
«Юлия, или Новая Элоиза» (1761, роман в письмах).
«Эмиль, или О воспитании» (1762, педагогический роман-трактат).
«Об общественном договоре» (1762, политический трактат об идеальном обществе, максимально приближенном к природе).
«Исповедь» (1766 − 1769, автобиографический роман).
Основные идеи
- каждый человек имеет одинаковые права, все люди от рождения равны; ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными, каждый человек рождается свободным и никто не в праве распоряжаться его свободой.
- подвергает критике прогресс человеческой цивилизации; считал, что прогресс не только не облегчил жизнь простого народа, но и породил социальное неравенство, которое, по мнению философа, является основной причиной деградации современного общества. Общество не сможет нормально существовать, пока оно разделено на богатых и бедных. Именно поэтому, считает, что всякое развитие способствует деградации
- люди утратили свое первобытное блаженство, а самое счастливое время для человечества – первобытные времена. Именно в первобытные времена все были равны. Общественное устройство деградирует, жизнь большинства протекает в бесправии и нищете, тогда как небольшая горстка людей находится на вершине славы и богатства, они не считаются ни с кем и живут только в свое удовольствие, не принося никакой пользы обществу
- основная задача общественного договора − поиск формы ассоциации, которая будет способна защитить личность и имущество каждого её члена, в то же время, член ассоциации будет подчиняться только самому себе и останется свободным, как и прежде
- под ассоциацией Руссо подразумевает Республику, члены ассоциации в совокупности – народ, в отдельности или как участники верховной власти – граждане, а как подчиняющиеся законам государства – подданные
- сравнение семьи и государства. Отец – глава государства, который должен заботиться о своих детях – подданных. Семья держится лишь на согласии, решения, которые повлияют на жизнь всей семьи (государства), должны применяться всеми ее членами (гражданами)
- закон – это условия гражданской ассоциации. Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом. Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен, это вообще не закон
- депутаты являются уполномоченными народа, они лишь выражают его волю. К сожалению, фактически наиболее значимые решения принимаются горсткой влиятельных граждан, которые действуют в своих интересах, не согласовываясь с народом
- власть делится на законодательную и исполнительную. Законодательную власть философ отдает в руки народа, исполнительную, в свою очередь, правительству
- восхваляет демократию и призывает к ней. В то же время, Руссо считает, что демократии в чистом виде никогда не было и не будет.