Гегель. Диалектика и логика
Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1780-1831) – великий немецкий философ-идеалист, оказавший достаточно исключительное влияние на развитие западноевропейской философии и русской общественной мысли в 40 – 60-х годах прошлого века (Белинский, Герцен, Чернышевский, Бакунин). В противоположность метафизическому образу мышления, который господствовал в научной мысли в XVIII столетии и рассматривал объективный мир и его отражение в человеческой психике, как систему неизменных и замкнутых в себе элементов, Гегель выдвинул диалектический метод, требующий изучения человеческой истории в течение их движений и взаимной связи и окружающей природы. С точки зрения Гегеля ничего не изменяется, а совсем наоборот, все течет, все изменяется, все находится в беспрерывном движении, но это движение совершается не эволюционно, а диалектически, то есть путем противоречий. Абсолютное понятие или абсолютный дух по мнению знаменитого Гегеля это и есть основа всего существующего. Развитие этого абсолютного духа по имманентным законам как раз и составляет диалектический процесс.
Диалектика Гегеля
Абсолютная идея, которая осуществляется в мире, не является неподвижной, покоящейся субстанция, а является началом вечно живого и развивающегося. Абсолютное есть диалектический процесс, все действительное – изображение этого процесса. Если хотят Бога называть абсолютным существом, то, по мнению Гегеля, следует говорить: «Бог созидается», а не «Бог существует». Философия является изображением этого движения мысли, Бога и мира, она есть система органически связанных и необходимо одно из другого развивающихся понятий. По философии Гегеля побудительной силой в развитии человеческого мышления служит противоречие, так как без него не было бы никакого движения и никакой жизни. Все разумно ив том числе имеет действительно много противоречий…
Логика Гегеля
В частности, логика Гегеля подразделяется на несколько частей. Первая часть – это учение о бытии, сущности и понятии, причем в этой части исследуются несколько понятий, например, понятие качества, количества и меры, во второй части – сущности, явления и действительности, в третьей – субъективности (понятие, суждение, умозаключение), объективности (механизм, химизм, телеология) и идеи (жизнь, познание и абсолютная идея). Начало логики Гегеля дает прекрасный пример его диалектического метода: если отвлечься от всякого определенного содержания мысли, то у нас останется самое общее и неопределенное понятие, от которого более отвлечься невозможно – бытие. Оно лишено всякого содержания и качества, оно пусто и, как каковое, равно небытию. Таким образом, бытие переходит в небытие, мысль о бытии невольно приводит к противоположному понятию небытия. Переход небытия в бытие, объединение обоих есть бывание, в котором противоречие между бытием и небытием снято. Но при ближайшем рассмотрении бывание, подобно бытию, оказывается односторонним, возбуждающим противоречащее понятие и так далее.