Эссе на тему:
В уголовном деле никто не осуждается в его отсутствии, а также никто отсутствующий не может обвинять через другого или быть обвиненным.
Юлиус Павел
Юлиус Павел был римским правоведом 2 века, на переходе в третий век. Кроме того, он стал одним из выдающихся римских государственных деятелей на поприще юриспруденции. Павел занимал государственную должность, написал немало правоведческих документов – приблизительно около 100 комментариев к римскому праву, и по сей день не потерявших актуальности. Автор был настолько талантлив, что и ныне ставится под сомнение его перелицовка «Cентeнции» как минимум в трёх томах из пяти известных.
Среди постулатов, определенных Юлиусом Павлом, сохранилось одно, наиболее полно предопределившее современные принципы международного права, а конкретно – уголовно-процессуального кодекса.
Вот оно «В уголовном деле никто не осуждается в его отсутствии, а также никто отсутствующий не может обвинять через другого или быть обвиненным».
В данном высказывании обозначены как минимум три устойчивые нормы современного гражданского права.
Например:
- «В уголовном деле никто не осуждается в его отсутствии» – по действующему международному, либо любому международно признанному национальному Праву, нельзя заочно, в отсутствие человека признать его виновным.
В русской истории сохранилось яркое устойчивое выражение – «не пойман – не вор». И, хотя выражение многозначительно, в данном случае вполне применимо.
Указанная мера имеет обоснование, поскольку практика показывает, что большинство преступников изо всех сил стараются не присутствовать в уголовном деле самостоятельно, подставляя под подозрение совершенно невиновных лиц. Достаточно почитать книги, например про Шерлока Холмса, либо посмотреть детектив по мотивам произведений Агаты Кристи – «Мышеловка» яркий тому пример. Убийца будет до конца пытаться замести следы и «подставить» невиновного. Увы, такова натура и психология преступников. И её нельзя не принимать во внимание.
Потому в международной практике, равно как и в практике любого развитого в правовом смысле Государства, приняты такие меры, как:
- Федеральный Розыск;
- Международный розыск;
- Экстрадиция.
Последняя мера, экстрадиция, является крайней мерой, но полностью не противоречащей постулату, изложенному Юлиусом Павлом.
С дальнейшими мерами:
- следствие;
- доказательство;
-признание;
- наказание.
- «Никто отсутствующий не может обвинять через другого» – казалось бы, данная норма полностью противоречит современному праву, равно как и древнему римскому. А как же тогда институт прокуроров, спросите Вы? А всё просто: уполномоченные конкретным пострадавшим представители имеют законное право представительствовать от имени его, указанного пострадавшего. Но прокурор – это не «обвинитель через другого», а чиновник от правосудия. Который руководствуется заявлением от физического лица – потерпевшего, и стремится соблюсти его права, а также уголовный закон своего государства. Но обвиняет – именно потерпевший гражданин, то есть потерпевший. То есть, выражаясь популярным языком, пострадавший должен существовать физически, юридически, процессуально, но необязательно – в суде. А вот злоумышленник, напротив – в суде присутствовать должен непременно, особенно во время оглашения приговора. Почему? А потому что согласно Юлиусу Павлу:
«Никто отсутствующий не может быть обвиненным» - а вот этот постулат вполне логичен с современной точки зрения. И речь ведётся не об умершем – а об неустановленном преступнике. Неустановленным правосудием – и это резонно – а кого же тогда судить? Потерпевший есть, свидетели тоже, имеется подозреваемый – но обвиняемый не назначен, поскольку его не нашли. Нет, не умер – он юридически отсутствует.
Данная цитата Юлиуса Павла имеет современную трактовку уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а именно:
- «правоотношения и правонарушения» в трактовке параграфа №20.
- «процессуальной отрасли права» в трактовке параграфа №27.
И, хотя данная цитата Павла относится к давности начала тысячелетия, нельзя не отдать должное справедливости его суждений. И признать, что мнение римского правоведа практически полностью совпадает с мнением современных юристов в сфере гражданского права.
Хохлова Анна М-10-3