Кодификатор – важнейший инструмент при подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Алгоритмы работы с ним.

Когда учеников спрашиваешь, знают ли они, что такое кодификатор, то подавляющее большинство старшеклассников удивленно пожимают плечами. Даже те, кто побывал на сайте ФИПИ и скачал комплект демонстрационных документов (а кодификатор там присутствует), и те не знают, что это такое и для чего он предназначен. Ребята изучают только непосредственно контрольно-измерительный материал – КИМ и работают только с ним.
А ведь два действия – изучение и распечатка кодификатора должны быть первым шагом на долгом и тернистом пути подготовки к единому государственному экзамену и не только по обществознанию.
Кодификатор – это документ номер один, потому что именно он содержит список разделов и тем, которые обязательно требуется изучить, чтобы сдать экзамен. Поэтому он выполняет функцию и карты и плана, которые ориентируют в лабиринте такого сложного предмета, каким является обществознание.
Давайте разберемся в этом вопросе – «Как пользоваться кодификатором?». Каков алгоритм действий? Он включает в себя следующие шаги.
Шаг первый – посмотреть и запомнить разделы. Их пять:
1. Человек и общество
2. Экономика
3. Социальные отношения
4. Политика
5. Право
Шаг второй – посмотреть темы разделов.
Затем следует приступить к изучению названий тем. Здесь надо вернуться к первому шагу и обратить внимание на первый раздел, потому что в него входят сразу три подраздела: философия, социальная психология и духовная сфера. И поэтому темы впоследствии в учебниках надо искать именно по этим ориентирам. После разделов, внимательно надо изучить темы.
Очень важно сделать этот шаг, чтобы не потратить время на изучение тем, которых не будет на экзаменах, и в тоже время они присутствуют как в школьных учебниках, так и в пособиях для подготовки. А это десятки единиц информации (термины и понятия, схемы и таблицы), страниц с текстом. Всё это может отвлечь от важной и нужной информации, забрать интеллектуальные ресурсы и в итоге снизить будущий результат.
Но и здесь есть ловушка. Дело в том, что много тем Кодификатора прячут в себе другие темы. Внешне их вроде нет, в реальности же они есть. Так, например в тему 1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции), входят такие темы, как «Личность, её социализация и воспитание» и «Самосознание».
И есть темы, которые в кодификаторе отсутствуют, но на экзамене они непременно будут. Например, тема «Что такое общество» отсутствует, а между тем, она ключ ко всему предмету и соответственно к экзамену. И задания по этой теме обязательно будут присутствовать.
Шаг третий – создание подробного плана занятий.
Если в первом и втором шагах кодификатор являлся как бы географической картой, то на третьем шаге кодификатор является планом действий и шагов. Чтобы из карты, превратить кодификатор в план, надо дополнить его новыми столбцами, которые дают представление о предмете и времени на его подготовку. А ведь это как минимум – 82 темы. На каждую тему нужно уделить как минимум два астрономических часа подготовки. Один час на изучение теории, другой на практику. Это и будут первые дополнительные столбцы, в которые потом следует ставить записи о выполнении. Итак, 82 темы. Значит, всего получается 164 часа. Дальше нужно высчитать время, оставшееся до экзамена, лучше всего в недельном режиме. Если учащийся начал подготовку в начале десятого класса, то у него в распоряжении – 80 недель, по сорок на каждый учебный год. Значит в неделю он должен отрабатывать одну тему. А если он начинает в одиннадцатом классе, то нагрузка увеличивается в два раза. В неделю надо изучить две темы.
А если учащийся решил сдавать ЕГЭ по выбранному предмету в декабре одиннадцатого класса, то перед ним уже задача изучить и разобрать четыре темы в неделю. Задача очень сложная.
Практика показывает, что самые высокие результаты у ребят, которые начинают готовиться в десятом классе.
Шаг четвертый – изучение обществознания по кодификатору.
Когда вся подготовительная работа проделана, надо приступать к подготовке и отмечать в свободных ячейках изучение каждой темы. Также крайне полезным будет добавить дополнительные столбцы о повторении. Все это позволит видеть всю картину подготовки, после чего сам кодификатор становится не только мощным методическим инструментом, но и крайне эффективным мотиватором при подготовке к экзамену по обществознанию.
Шаг пятый – использование кодификатора при написании эссе по обществознанию.
При написании эссе главной и самой сложной задачей для выпускников является определить основную мысль цитаты и раскрыть ее. Основная мысль на сто процентов связана именно с темой, которая отражена в кодификаторе.
Рассмотрим наши действия на примере. Перед нами КИМ из демонстрационного материала за 2021 год с 29-м заданием:
Философия «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)
Экономика «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)
Социология, социальная психология «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)
Политология «”Разделяй и властвуй” – мудрое правило, но “объединяй и направляй” ещё лучше». (И.В. Гёте)
Правоведение «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив (А.Ф.Кони)

Здесь нас опять ожидает ловушка. Разделы в эссе не совпадают с разделами кодификатора. Речь идет о первом и третьем разделах. Темы эссе третьего раздела включают и социологию (третий раздел кодификатора) и социальную психологию (первый раздел кодификатора). Поэтому тут важно не запутаться. Ведь главное правило – мысль эссе должна совпадать с разделом эссе. То есть нельзя писать про социологическую мысль с точки зрения права или экономики, а некоторые цитаты могут смутить.
Итак, охватываем взглядом все пять тем. Первым делом надо найти ключевые слова, которые совпадают с темами кодификатора. И первое что мы видим это в пункте экономика. В цитате звучат понятия «спрос и предложение», а это тема 2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.
Пишем эссе про рыночные механизмы спрос и предложения. Здесь ошибиться будет невозможно. Мысль раскрыта.
А вот в остальных случаях все темы прячутся внутри тем.
Так в первой цитате надо понять, что речь идет о темах 1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. и 1.3 Виды знаний. В третьей цитате надо очень хорошо знать тему 1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции). В четвертой 4.1 Понятие власти,
В пятой цитате речь явно идет о равенстве перед законом, и есть опасность уйти в тему по Политологии Правовое государство и гражданское общество. А у нас право. То есть надо рассуждать с точки зрения теории государства и права. То есть задача очень сложная даже для преподавателя. Лучший выход здесь, отказаться от написания эссе именно по этой цитате.
Вывод напрашивается сам собой. Зная теорию по системному изучению её по кодификатору, эссе надо писать, пользуясь ключевыми словами из тем кодификатора.
Все вышеизложенное подтверждает важность, универсальность и значимость кодификатора для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, как для учащихся, так и для учителей, которые занимаются подготовкой своих учеников.