На мой взгляд, Хейне рассуждает о том, что производители и потребители должны делать свой экономический выбор, учитывая интересы друг друга, а также в условиях ограниченности ресурсов – одной из главных проблем экономики.
Сотрудничество, о котором пишет автор, может достигаться только в условиях рыночной экономики – экономической системы, при которой производитель сам отвечает на 3 главных вопроса экономики: как, что и для кого производить, где существует господство частной собственности, свободное ценообразование, договорные отношений между хозяйствующими субъектами, невмешательство государства в экономику. Важнейшей чертой рынка является конкуренция – столкновение интересов различных экономических субъектов за наилучшие условия хозяйственной деятельности. В словах: “… используя то, что имеется, получать то, что требуется”, – речь идет о факторах производства, преобразуя которые и эффективно сочетая производитель получает товары и услуги. Факторы производства – это экономические ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Виды факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация. Предприниматель использует их наиболее эффективным образом, делая альтернативный выбор – это является одной из проблем экономики. Приведем пример создания товаров и услуг в условиях ограниченности ресурсов (второй проблемы экономики): потребности безграничны, а ресурсы для их удовлетворения – ограничены.
Знакомый моей семьи В. В. Владимиров – индивидуальный предприниматель, производящий табуретки на продажу. Из древесины разных пород он может создать одинаковые товары, но их себестоимость будет разительно отличаться: красное дерево стоит гораздо дороже, чем дуб. На дорогие табуретки нет спроса, поэтому он производит их из дуба. Так он рационально использует имеющуюся у него древесину, не закупая для производства дорогую. Так он из того, что имеется, производит то, что требуется покупателям, не затрачивая лишних ресурсов.
Соотношение спроса и предложения – сотрудничество между людьми, спрос – это желание и готовность покупателя приобрести товар в соответствии со своими потребностями и возможностями. В рыночной экономике потребитель – король рынка, он предъявляет спрос на товары и услуги, которые предлагает производитель. Предложение – количество товаров и услуг, которые производитель готов продать, при условии, что за этот товар или услугу он сможет выручить определенное количество денег. Проблема соотношения спроса и предложения – одна из центральных в экономике.
В СССР из-за чрезмерного спроса и маленького предложения был хронический дефицит – недостаток товаров. Люди не могли получить, что требуется, потому что государство не могло рационально использовать то, что имеется.
Таким образом, в экономике существуют следующие проблемы: проблема соотношения спроса и предложения, проблема предпринимателя, как ответить на три главных вопроса экономики. Все эти проблемы решаются в условиях ограниченности ресурсов.