Эссе на тему: «Прогнозировать средние экономические показатели – всё равно что уверять не умеющего плавать человека, что он спокойно прейдёт реку вброд, потому что её средняя глубина не больше четырёх футов.» (М. Фридмен)
Мне кажется, что М. Фридмен данным высказыванием хотел донести до нас мысль о том, что практически невозможно давать точные или усреднённые прогнозы экономики, так она непредсказуема, как река. Реки могут быть спокойными в один период времени и даже мелководны, но, если начнутся паводки, которые случаются по самым разным причинам, то вода выйдет из русла, затопит всё, и даже умеющий плавать может этого не пережить. Также и в экономике. Даже экономисты не могут дать средние экономические показатели, просто потому что они могут меняться каждый день.
Прогнозом экономических показателей изучает, как ни странно, экономика. Экономика – это совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных ресурсов, в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества, об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйственной деятельности. Экономика это не только подъёмы вверх, они сопровождаются падениями и так по кругу. «Разлив реки» начинается во время экономического кризиса – резким и значительным снижением производства – страдают не только рядовые граждане и работяги, но и государство, экономисты, предприниматели.
Например, совершенно никто не ожидал, что в 2020 году весь мир поглотит пандемия короновируса. Пострадали от этого все, но в особенности – экономика. Предприятия закрывались, акции падали, люди становились безработными. Подобного не прогнозировали ни экономисты, ни государства, ни тем более обычный народ.
Экономический кризис сопровождается инфляцией. Инфляция – это процесс обесценивания денег. Подобные падения случаются, либо из-за перенасыщения экономики, бывает, что это происходит неожиданно. Ужас инфляции заключается как раз в её обманчивости. Пока экономика той или иной страны растёт и достигает своего пика, многие, «не умеющие плавать», даже не осознают, что за этим пиком находится крутой спуск.
Примером тому будет мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году, который называется «Великая депрессия». Эта депрессия началась с краха фондовой биржи в США и затронула не только эту страну, но и Германию, Францию, Великобританию и Канаду. Кризис привнёс в эти страны нищету и голод, производство было отброшено назад, на 30 лет, более 30 миллионов безработных. Начало тех годов для США характеризовались быстрой урбанизацией, ростом гигантских промышленных холдингов, появлением новых технологий — электричества, автомобилей, радио и кино — наряду с новыми социальными явлениями — такими как «Сухой закон», контроль над рождаемостью, сексуальная революция и эмансипация (включая избирательное право для женщин). Президент США в 1928 году сказал: «Сегодня в Америке мы ближе к окончательной победе над бедностью, чем когда-либо прежде в истории любой страны.» Деньги на рынок текли так обильно, что «казалось, что Уолл-стрит пожирала все деньги мира». Часть денег поступала непосредственно от индивидуальных инвесторов, хотя в целом они были немногочисленны, а их ресурсы — скудны. Больше денег поступало от крупных корпораций: компании использовали накопленные ими за 1920-е годы значительные резервы не для инвестиций в машины и оборудование, а для приобретения акций («спекуляций на фондовом рынке»). После эти акции начали продаваться миллионами, а страна начала терять миллиарды из-за всех спекуляций. «Главная проблема капитализма – это капиталисты. Они чертовски жадны», как сказал Гувер. Это и привело страну к кризису. А ведь все так хорошо начиналось.
Таким образом, мы видим, что М. Фридмен был прав, говоря, что прогнозировать средние экономические показатели очень сложно, поэтому с ними надо быть всегда начеку.
Баранова Мария