«Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает все добро на свете» И. Кант

Известный немецкий философ XIX века Иммануил Кант писал: «Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает все добро на свете». В данном высказывании автор указывает на то, что воспитание человека – есть залог его характера, его поведения и действий. Кант также замечает, что именно доброе воспитание ведет к добрым поступкам.

Мое мнение по поводу данного высказывания двояко. Я согласна, что человек, выросший в хорошей семье, где ему привили нормы поведения и хорошие манеры, охотнее совершает добрые поступки, помогает окружающим. Но в то же время не последнюю роль играет характер самого человека. Ведь достаточно часто дети из хороших, благополучных семей начинают стремиться к выгоде лишь для себя, выбрав себе как жизненное правило знаменитое высказывание Макиавелли: «Цель оправдывает средства».

Кант говорит о воспитании, социализации человека. А что же есть социализация? В обществознании социализацию понимают как процесс усвоения человеком социальных норм, ценностей, правил поведения. И ведь действительно, в процессе взросления человек общается со многими людьми: семьей, друзьями, сверстниками, одноклассниками. Все они – агенты первичной социализации. Конечно, не меньшую роль играют и агенты вторичной социализации – государство, СМИ, армия, – хотя их влиянии на человека и меньше. Именно в процессе общения – обмена информацией между людьми – выстраиваются наши представления о мире, наше мировоззрение. И исходя из него человек и совершает свои поступки, будь то хорошие дела или же плохие.

Но не всегда хорошее окружение позволяет человеку вырасти достойным членом общества. Как пример можно вспомнить Адольфа Гитлера. Возможно, с некоторых точек зрения, все его действия на протяжении карьеры и были обоснованными и правильными, но с общечеловеческой позиции его действия были ужасны. А ведь он вырос в хорошей семье, в окружении любящих родственников.

Нельзя сказать, что доброе воспитание всегда приводит человека к пути гуманизма – мировоззрения, в центре которого находится идея человека, как высшей ценности. Но также нельзя и утверждать, что оно не оказывает влияния на человека. Ведь именно с целью позитивной социализации и передачи знаний, накопленных предыдущими поколениями, создавались школы. Именно там человек в полной мере формирует свое личное мировоззрение, теперь уже достаточно сильно отличное от мировоззрений членов семьи.

Как обратную сторону данного вопроса необходимо вспомнить о людях, выросших в не самых благоприятных условиях, но, в силу собственных личностных качеств и убеждений, ставших достойными членами общества.

Как вывод можно сказать: воспитание не является основным и единственным критерием становления личности. На ее формирование влияют десятки разных факторов, но, несомненно, воспитание все же исполняет большую роль в процессе социализации.