ЕГЭ или ОГЭ по обществу  

Римский поэт Квинт Гораций Флакк считал: «Nemo omnia potest scire». Это мудрое изречение одного из самых главных представителей литературы Августова века можно перевести на русский язык как «никто не может знать всего». Верен ли этот афоризм?

На мой взгляд, это абсолютно верное и точное высказывание! Ведь действительно, нет и не было на свете никого, кто мог бы знать АБСОЛЮТНО всё! И, думаю, такой человек никогда и не родится. Даже самый просвещенный интеллектуал на свете (вроде Стивена Фрая) не способен вместить в своем сознании все знания мира. Это слишком огромный массив информации, который мозг человека вместить не в состоянии.

В детстве ребенок считает, что взрослые всё знают. Почти на любой свой вопрос, на любое свое «почему?», юный следопыт услышит более-менее вразумительный ответ взрослого. Отсюда и складывается ощущение, что «мама знает всё». Но эта детская иллюзия о всезнайстве старшего поколения легко рассеивается, как только ребенок становится чуть взрослее. Разочарование приходит неминуемо. И вот уже в подростковом возрасте человек меняет свою точку зрения на совершенно противоположную — «родители ничего не знают». И это мнение уже точнее к истине.

Мир настолько многогранен, полон загадок и еще нераскрытых тайн, что даже если человек прочтет все книги на свете (что вообще-то нереально, но представим на минуточку, что это вдруг стало возможным), то всё равно он не будет знать всего на свете. Чтобы знать всё, не достаточно прочитать всех книг, посмотреть все научные передачи, прослушать все лекции (вообразим, что такая утопия вдруг стала возможной, благодаря новейшим технологиям). Даже если вдруг когда-то в будущем станет возможно «закачать» в мозг человека все книги, лекции, фильмы, музыку — всю-всю информацию — это не поможет нашему «всезнайке» ответить на простой вопрос его знакомого: «А знаешь, о чем я сейчас думаю?»

Очень часто мне приходится наблюдать, как очень умные учителя доказывают на своем примере афоризм Горация. Да, у них много знаний (особенно о своем предмете), но даже они иногда не знают ответа. И это абсолютно нормально! «Никто не может знать всего» и очень важно при этом осознавать свою невозможность знать всё. Даже несмотря на свой непререкаемый авторитет умного и знающего человека! Любой интеллектуал должен всегда помнить, что знания его неполные и никогда не будут достаточно исчерпывающие. Как говорил Сократ (по свидетельству Платона): «Я знаю, что ничего не знаю». Вот, что должен знать каждый «просвещенный муж»!

Лев Толстой писал в романе «Война и мир»: «Ничего не найдено, — опять говорил себе Пьер, — ничего не придумано. Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости». Замечательные слова, на мой взгляд!

«Знать всё на свете нереально…» — так начинается девиз одной развлекательной научно-популярной передачи на канале СТС «Галилео». И это абсолютно верно! Но это не значит, что человек должен признать тщетность своих попыток знать всё. Да, нельзя знать всё. Но стремиться к этому — необходимо! Нужно смело идти по дороге к Просвещению, впитывать знания, насыщаться информацией. И относиться проще к тому, что «Никто не может знать всего». Ведь на самом деле «знать всё» и не нужно. Достаточно иметь знания в той области, в которой тебе интересно развивать свои познания. И тогда однажды, отвечая на вопрос любопытного «почемучки», есть шанс, что ты услышишь: «Какая ты умная! Я тоже хочу быть как ты! Тоже хочу всё знать!» И тогда ты сможешь ответить, мило улыбнувшись и подмигнув юному исследователю мира, словами Горация: «Никто не может знать всего».

© Оля Мальчугина | 14 октября 2013

ЕГЭ или ОГЭ по обществу  

4 Comments

  1. Rozova Anastasia пишет:

    По моему мнению, эссе написано очень хорошо. Мне было интересно его читать, так как оно имеет еще и познавательный характер. Приведены довольно убедительные аргументы и примеры. Тема раскрыта на 100%

  2. IKrayn пишет:

    Кажется, здесь нечего добавить. Автор абсолютно верно раскрыл цитату, приведено большое количество примеров, имеются связанные с собой аргументы, а также использована терминология.

  3. Sonya95 пишет:

    Эссе написано очень хорошо. Тема раскрыта полностью. Аргументы приведены конкретные, точные. Автор показывает свое умение пользоваться терминами, что повышает оценку эссе.

  4. Lera18 пишет:

    Автор хорошо раскрывает тему. Приводит аргументы и использует правильные тезисы.

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.