Научное познание
Наука занимает в жизни общества важное место. Она движет цивилизацией. Появление научного знания связано с ростом потребностей человека и бесконечным желанием воздействовать на окружающую среду и использовать её. Наука всегда была связана с практикой, которая двигала её вперед. А практическая деятельность, в свою очередь, развивалась прямо пропорционально научным достижениям.
Наука производит знания. Эти знания должны быть объективными. Обнаружение объективных законов действительности – это основная задача научного познания.
Научное познание – это сложный процесс воспроизводства знаний, которые образуют целостную систему понятий, теорий, гипотез. Научное познание отличается от других форм познания. Главное отличие состоит в том, что научное познание руководствуется принципом объективности. Оно требует применения специфического научного оборудования, логики и математических методов. Наряду с гипотезами, догадками и предположениями, имеющими место в научном познании, обязательно должны присутствовать доказательность, обоснованность всех полученных результатов, достоверность выводов. Из этого можно придти к выводу, что научное познание обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность. Так же науке свойственна особая системность знания и одно из главных свойств – проверяемость.
Научное познание начинается с живого созерцания. Любопытство и любознательность вызывают интерес и приводят к тщательному проведению наблюдений и сравнений. На основе этого выдвигаются гипотезы, требующие экспериментальных доказательств. Для достижения объективной истины используются познавательные приемы: абстрагирование, идеализация, синтез и дедукция.
Таким образом, основными компонентами научного познания являются проблема, гипотеза и теория.
Научное познание необходимо развивать со школьной скамьи. Выполняя какие – либо научно – практические работы исследовательского характера, ребенок учится искать истину, что является основой научного познания. Умение ставить перед собой цель, выдвигать гипотезы, обосновывать актуальность, формулировать задачи, выбирать методики для исследования, основываясь на теоретических данных, обобщать, делать выводы, доказывая правдивость или неверность своих мыслей – это и есть этапы научного познания, которыми необходимо владеть.