Проблема общественного прогресса
Одним из основных проблем в социальной философии является вопрос о социальном прогрессе. Он тесно связан с основными вопросами философии. Чтобы понять что такое прогресс, нужно сначала затронуть его историческую сторону.
Идея исторического прогресса была предложена Тюрго и Кондорсе и появилась в связи с развитием капитализма. Позже Гегель попытался показать историю как естественный процесс развития, в котором каждая эпоха выступает как звено в цепи развития человека от низшего к высшему.
Маркс и его последователи связали социальный прогресс с развитием материального производства. В соответствии с этой точкой зрения, социальный прогресс может быть определен как развитие социально-экономических структур, создающих тем самым благоприятные условия для развития производственных сил.
Благодаря такому определению, решается вопрос о критериях прогресса. Это, прежде всего, уровень силы, которые могут быть задействованы в производстве, производительность общественного труда. И, как главное условие для проявления этих критериев являются производственные отношения, они являются важным показателем прогресса.
Тем не менее, при оценке прогрессивности или регрессивности социальной системы нельзя говорить только с узкой точки зрения. Во-первых, уровень развития производственных сил может быть бесконечно большой, но не исключается ситуация, в которой продуктов еле-еле хватает, чтобы покрыть затраты на его производство. То есть, избыток товара приводит к слишком высоким затратам на его реализацию. Во-вторых, стоимость товара может быть достаточно большой.
Отсюда следует, что при оценивании степени прогрессивности не достаточно смотреть только на развитие производительных сил. Необходимо учитывать социальные последствия их развития: для какой цели является разработка и как она влияет на жизнь человека.
Наряду с понятиями социального прогресса, есть много противоположных-нигилистических заявлений. Они утверждают, что есть только вечный цикл, который возвращает общество на прошедшие стадии развития. Идея прогресса в постоянной борьбе с нигилистическими взглядами из-за отстаивания истории, в которой предполагается, что не существует прямой, которая исключает зигзаги и регрессивные линии на пути к восхождению к лучшему и совершенному.
Ильин Александр И-10-2