Понятие «массовая культура» впервые был упомянут в 40-х годах М. Хоркхаймером и Д. Макдональдом в своих текстах, которые они посвятили критике телевидения. Но начал широко использоваться благодаря трудам Франкфуртской социологической школы. Термин «массовая культура» включает в себя совокупность культур, господствующих в современном обществе. Эту совокупность составляют культура быта, культура развлечений и культура информации. Массовую культуру составляют средства массовой информации, спорт, музыка, кинематограф, изобразительное искусство и т.д. В ее основе лежат интересы, события и стремления, стоящие на первом месте на сегодняшний день у большинства людей в обществе.
У массовой культуры есть свои определенные черты, отличающие ее от других культур:
1. Характерной чертой массовой культуры является ее общедоступность и пассивность восприятия. Живя в условиях современного общества, люди все больше нуждаются в психологической разрядке, чтобы восстановиться после тяжелого и напряженного дня, чем и обеспечивает нас массовая культура. Она представляет собой островок отдыха. Все продукты массовой культуры предстают в упрощенном и в легком для понимания виде, что и стало причиной ее успеха.
2. Занимательность – это вторая черта массовой культуры. Она базируется на создании в своих творениях знакомых каждому сторон жизни. Очень часто, не смотря на то, какую бы мы не взяли сферу масскульта, многие, кто участвует в создании самих продуктов массовой культуры, берут за основу одни и те же сюжеты. Например, существует много различных книг и фильмов, которые в различных вариациях показывают типичный сюжет, где главный персонаж, начиная свой жизненный путь в неблагоприятных условиях, добивается больших целей. Такое происходит, потому что многим знакома ситуация, что и вызывает интерес.
3. Еще одной отличительной чертой масскультуры является тиражируемость. Все продукты массовой культуры выпускаются в огромных количествах и охватывают разные слои общества. Та же самая реклама, информацию из которой мы можем потребить невольно. Такие больше объемы продуктов производятся для потребления массой людей.
4. Последним можно выделить то, что все представители массовой культуры несут за собой коммерческий характер. Продукты этой культуры создаются для массовой продажи. Поэтому для создания востребованного продукта массовой культуры нужно учитывать все вышеперечисленные черты. Дабы угодить максимально широкому спектру людей производители ориентируются на общие, фундаментальные эмоции.
Хромова Лиана Дмитриевна, М-10-2