Людвиг Фейербах – представитель классической немецкой философии, материалист, атеист. Историками был назван “оптимистичным аналогом” Фридриха Ницше. В свое время являлся последователем идей Гегеля, затем в 1839 году раскритиковал его философию идеализма, противопоставив свой антропологический материализм. Можно назвать такие его основные сочинения, как “К критике философии Гегеля” 1839 года, “Сущность христианства” 1841 года, “Основы философии будущего” 1843 года и “Сущность религии”.
Людвиг Андреас Фейербах родился 28 мая 1804 года в городе Ландсгут, Бавария. Он выходец из семьи выдающегося криминалиста Ансельма Фейербаха, которого Людвиг глубоко чтил, увековечив имя отца посмертным изданием его писем и неопубликованных рукописей. Жена одного из братьев Людвига, Генриетта Фейербах писала: “Эта семья такая необыкновенно одаренная”. Дело в том, что не только Людвиг смог проявить себя в обществе, его братья избрали различные поприща, один был математиком, другой, как и отец, юристом, третий стал известным археологом и искусствоведом. Людвиг обучался в Ландсгутской гимназии до 1822 года. На следующий год 19-летний юноша поступил в Гейдельбергский университет на факультет богословия, за изучение которого он принялся с большим воодушевлением. Наиболее значимыми и интересными для Людвига лекциями в университете были лекции гейдельберского профессора Карла Дауба. Людвиг жадно прослушал несколько его курсов. В отличие от мертвого догматизма своих коллег Дауб вносил в свои теологические курсы живую мысль, навеянную философским учением Гегеля, наполнял лекции логическим содержанием. Обучившись у Дауба, Людвиг принимает решение обратиться к самому первоисточнику, к идеям Гегеля, и продолжить свое образование в Берлине. В 1824 году Людвиг переходит в Берлинский университет и не жалеет об этом. Различие между прошлым и нынешним университетами оказалось велико, конечно, в пользу последнего. Там он попадает в необычную атмосферу, его захватывают царящая среди берлинских студентов увлеченность занятиями, прилежание, стремление к совершенствованию, к овладению знаниями. Как говорил Людвиг:”По сравнению с Берлинским университетом, Гейдельберский университет кажется скорее кабаком”. Больше всего Людвига восхищали лекции Гегеля. От каждой из них он уходил с чувством духовного обогащения . Дауб подготовил Фейербаха к восприятию “мощного воздействия глубины и богатства” гегелевской мысли. В течение двух лет Людвиг прослушал все курсы, которые читал Гегель, а именно логики, метафизики, философии и религии. Вкус к независимому теоретическому мышлению – вот главный урок, который извлек Фейербах из лекций Гегеля.
Отец активно возражал против стремления сына построить карьеру философа, ссылаясь на потерянное время на изучение теологии и практическую ненадежность философской карьеры. Но, вопреки его возражениям, Людвиг настоял на своем и бросил занятия теологией. По представлениям Людвига, тот “вырывается из грязных рук попов” и , упоясь мышлением, тянется к новому знанию. Его начинают больше увлекать труды таких величайших умов, как Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель, нежели церковный богослов.
Выпускаясь из Берлинского университета, Фейербах защищал собственную диссертацию на тему “О едином, всеобщем и бесконечном разуме”, состоящей из сорока двух страниц и наполненной духом гегелевского идеализма. Однако, в ней четко проявляется то, что Фейербах хоть и был восторжен идеями Гегеля, но все же воспринял его философию по-своему. Он не раз подчеркивал, что так и не стал “гегельянцем”, что значит – существовали аспекты несогласия Фейербаха с некоторыми позициями Гегеля.
Защитив диссертацию и получив докторскую степень по философии, он , в течении трех лет (1829-1832 гг.), преподавал курс “гегелевской философии” в Эрлангенском университете. В своих изложениях Фейербах не раз оговаривал, что отличается от совего учителя тем, что он не рассматривает гегелевскую философию как окончательную ступень философской мысли. Он был убежден в возможности дальнейшего прогресса философии.
В 1830 году, в Нюрнберге вышла атеистическая книга под названием “Мысли о смерти и бессмертии, по рукописям одного мыслителя с приложением богословско-сатирических эпиграмм” Это было его первым печатным выступлением, заодно и вызовом церковникам, из-за чего он выпустил книгу анонимно. В этой работе опровергалась одна из основных догм христианства – загробная жизнь. Главный вывод, который выводит Фейербах из “Мыслей”, это то, что вера в бессмертие души обесценивает единственно реальную, земную жизнь, делает пустыми и никчемными все наши заботы и старания. Книга вскоре была конфискована, авторство Фейербаха было раскрыто, после чего он был изгнан из университета и лишен права преподавания.
Репутация свободомыслящего, атеиста, “антихриста” наглухо закрывала перед ним все двери. Поэтому он решил встать на путь самостоятельного писателя. Однако он продолжал напряженно изучать историю новой философии, выпустив трехтомную работу “История новой философии” в течении нескольких лет. Вскоре Фейербах женился на Берте Лев и переехал к ней в Брукберг, где тот создал свое новое философское учение. Здесь были задуманы и написаны его основные произведения. Свой рабочий кабинет в Брукберге он позвал “колыбелью своих духовных порождений”.
Жизнь в Брукберге была полностью лишена праздности, всяческих удобств, но с тем же Людвиг обрел полную духовную независимость. В этом состоялось его личное убеждение в том, что, чем меньше имеешь извне, тем больше ищешь своего счастья в умственной деятельности. В Брукберге своего накала достигла умственная и трудовая деятельность Фейербаха. Он постоянно что-то делает, пишет, переводит, перечитывает, критикует, исправляет, повторяет, накопляет, комментирует, делает бесчисленные выписки, сравняет без остановки.
Людвиг Фейербах был из тех авторов, для которых наличие вдохновения, понимания необходимости написания произведения, непреодолимого желания сотворить является чрезвычайной необходимостью, иначе произведение не состоится. И, если работа смогла поглотить, захватить его, то он становился глухим и слепым ко всему иному. Такие авторы, как Фейербах, рождают в муках свои “духовные детища”. “Каждая работа для меня – это хроническая болезнь, – признавался Людвиг Фейербах. Стоит также отметить, что он крайне самокритично относился к своим трудам, например, свою первую печатную работу Фейербах оценил как полную несовершенств и недостатков. И его произведения написаны так, что требуют мыслительной работы читателя. Он намеренно побуждает своего читателя задуматься.
Теперь перейдем к наиболее интерсеной части статьи – антропологический материализм Людвига Фейербаха. В 1839 году Людвиг Фейербах критикуют гегелевскую философию и переходит от нее к сенсуализму в теории познания, а после к антропологической точке зрения в религии. Сутью всей идеологии стало умозаключение Фейребаха, что субъектом истинного божества является человек, а человек, в свою очередь, – субъект разума. Человека Фейербах рассматривает как “единственный, универсальный и высший предмет философии”. По его убеждениям, именно чувство, чувственность – это истинное знание, но в тоже время он убежден в могуществе разума. Новая философия, под которой Фейербах понимает свою систему философии, рассматривает и человека, и природу как единственный предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку. Являясь активным критиком религии и идеализма, он полагал, что религию порождают как страх перед стихийными силами природы, так и те трудности которые испытывают люди на земле. Отсюда складывается мнение философа о том, что выражение “Бог создал человека по своему подобию” ошибочно и абсурдно, и правильным будет выражение “Человек создал Бога по своему подобию”. “Бог есть то, чем человек хочет быть”, “природа – это высшая реальность, а человек – высший продукт природы” – основные направления антропологического материализма Фейербаха. Также Людвиг Фейербах противопоставляет “физику нравов” метафизике, что выражается в его учении о этике, где сказано, что объектом этики является человеческая воля.
Философские и религиозные идеи, изложенные в работах Фейербаха, оказали сильное влияние на Карла Маркса, Фридриха Энгельса и других идеологов немецкой социал-демократии и послужили основой для их идеологических принципов и направлений.
Людвиг Анреас Фейербах, выдающийся немецкий философ, автор многочисленных работ и сочинений, создатель учения антропологического материализма и этики, активный критик религии и идеализма, скончался 13 сентября 1872 года в городе Нюрнберг.