«Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо» – слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Что же автор хотел сказать нам этими словами?
Я думаю, что автор подчеркивает то, что каждый человек нуждается в истинных потребностях, что их удовлетворение является благом, определенным положительным смыслом, но не все потребности являются истинными.
С автором трудно не согласиться. Каждый человек уже рождается с потребностями, и вся жизнь нацелена на их удовлетворение. Потребности – основной мотив деятельности человека, их удовлетворение – ключевая цель его жизнедеятельности. Но все ли они составляют благо?
Каждый человек нуждается в удовлетворении разумных, истинных потребностей. Разумные потребности – это такие потребности, удовлетворение которых не вредят ни природе, ни самому человеку, ни обществу в целом, содействует совершенствованию личности. К таким потребностям можно отнести, так называемую, «Пирамиду потребностей» А. Маслоу, известный американский психолог середины 20 века. Абрахам Маслоу на первые две ступени потребностей расположил физиологические потребности (в еде, воде, сне и т.д.) и экзистенциальные потребности (в комфорте, безопасности …), их он назвал первичными. К вторичным потребностям Маслоу относит социальные потребности (потребность в общении), престижные (карьера, самореализация, самоуважение) и духовные потребности (самосовершенствовании, вероисповедании и т. д.) Абрахам Маслоу сделал вывод: потребности каждого следующего уровня становятся актуальными только после того, как будут удовлетворены потребности предыдущего уровня. Так, например, гражданин Н. нуждается в удовлетворении потребностей в пище, сне, комфорте, безопасности, удовлетворяя их, он затем удовлетворяет потребности в общении с другом А., думает, как устроить свою карьеру и реализовать духовный рост.
Но не надо забывать, что человеку как личности всегда присуще удовлетворение не только первичных потребностей, но и вторичных потребностей. Так, например, известны слова великого английского драматурга – Уильяма Шекспира: «Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не более». Так, можно утвердить, что удовлетворение разумных потребностей во благо как самому человеку, так и обществу в целом.
Также есть люди, которое нуждаются в удовлетворении ложных, мнимых потребностей, которые ведут к физической и духовной деградации человека, наносящие вред природе и обществу (курение, алкоголизм, наркозависимость). Так, например, гражданин А., являясь наркозависимым, чтобы удовлетворить мнимые потребности украл деньги у гражданина В. Удовлетворение таких потребностей, естественно, является не во благо как самому человеку, так и обществу в целом.
Таким образом, Лев Николаевич Толстой был абсолютно прав, говоря следующие слова: «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо».