«Плановая экономика учитывает в своих планах всё, кроме экономики» (К.Макуильямз)
В данной для анализа цитате автор говорит о том, что командная экономика предусматривает потребности общества в целом, но «стоит спиной» к потребителю, то есть не стремится удовлетворить реальный спрос потребителей на товары и услуги.
Мое мнение заключается в том, что в данной для анализа цитате автор идеально описывает особенность командной (плановой, административной) экономической системы. Плановая экономика – это экономическая система, при которой господствует государственная собственность, что ведет к отсутствию конкуренции и высокой степени монополизации. Монополия – ситуация, при которой производство и продажу товара осуществляет только один производитель. Главной чертой командной экономики является то, что с помощью государственных планов решаются 3 главных вопроса экономики: что производить, как производить, для кого производить?
Автор рассуждает о такой проблеме в командной экономике, как хронический, почти постоянный дефицит. Данная проблема возникает из-за того, что, разрабатывая план на определенное количество лет, государство ориентируется на потребности общества в целом, не учитывая реальный спрос потребителя. В 20 веке Россия и множество других стран находились в составе Союза Советских Социалистических Республик (СССР), которая имела командную экономику. Гражданам, чтобы получить товар, приходилось отстаивать огромные очереди долгое время, при этом большинство товаров были по талонам, которые выдавали как зарплату за труд. Также, полки в магазинах были большую часть времени пусты из-за дефицита товаров. Моя бабушка рассказывала, что приходилось стоять в очередях часами, чтобы получить возможность приобрести тот или иной продукт, иногда в магазинах пустовали полки – не было крупы, сахара, мясо считалось очень редким и дорогим продуктом.
Совершенно другая картина открывается перед нами, если мы взглянем на рыночную экономическую систему. Напомним, что под термином «рыночная экономика» имеется ввиду механизм, который сводит вместе потребителя и производителя товаров и услуг. Важнейшими признаками рыночной экономики являются конкуренция; существование разнообразных и равноправных форм частной собственности, что обеспечивает полную свободу предпринимателя в выборе направления своей деятельности; свободное ценообразование, означающее, что в условиях конкуренции, цена зависит от спроса и предложения. Важно заметить, значимость роли потребителя в условиях рынка. «Потребитель – король рынка». Данная фраза означает, что производитель в своей деятельности обязан ориентироваться на спрос потребителя. Спрос – платежеспособная потребность покупателя в определенный промежуток времени. Закон спроса говорит нам о том, что чем выше цена, тем ниже величина спроса, чем ниже цена, тем выше величина спроса. Величина спроса – количество товаров определенного вида, которое покупатели готовы купить при определенном уровне цен на него. Примером того, как производитель, ориентируясь на потребности покупателя, удовлетворяет его спрос, будет компания Apple, которая устраивала опросы о своей продукции с целью улучшения качества. В 2015 году, фирма провела голосование, результаты которого указали на желание пользователей иметь более емкую батарею и четкую камеру в новом iPhone 7. Компания делала товары такими, какими того ждали и в том количестве, которое было необходимо для обеспечения всех покупателей востребованным товаром.
В заключение хочу сказать, что автор был абсолютно прав, утверждая, что командная экономика удовлетворяет потребности общества в целом, но не учитывает реальный спрос потребителя, из-за чего возникает товарный дефицит.
работу выполнила Мальчугина Татьяна ЭК-11