«Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно» (Б. Шоу)
В этом высказывании автор поднимает проблему рационального потребительского поведения. При этом автор говорит о том, что все, даже те, кто привык тратить деньги, стараются сэкономить на покупке товаров. Эта проблема актуальна в современной рыночной экономике.
Чтобы обосновать нашу позицию, обратимся к терминологии. Личные расходы – это расходование средств на удовлетворение личных потребностей. Расходы могут быть обязательными или произвольными. Обязательные расходы включают в себя питание, жилье, лекарства и т. д. Люди стараются найти этот товар по низкой цене. Бесполезные траты абсолютно не оправданы, потому что есть абсолютно те же вещи, которые намного дешевле. Желание сэкономить называется рациональным потребительским поведением. Рациональное потребительское поведение – это поведение, при котором покупатель сравнивает результаты своих действий с затратами. Человек, который действует рационально при покупке товара, рассмотрит все возможные варианты, просчитает преимущества каждого варианта и даже обратит внимание на цену выбора-упущенную выгоду в результате выбора человека. Основной целью рационального потребительского поведения является извлечение максимальной выгоды из приобретаемых товаров или услуг. Но есть и препятствия для достижения этой цели, такие как цены, ассортимент предлагаемых товаров или услуг и бюджет.
На примере из литературы можно увидеть рациональное поведение покупателя. В произведении Гоголя “Шинель” главный герой, Башмачкин, был чиновником и мало зарабатывал. Его жалованья хватало только на самое необходимое. В какой-то момент ему понадобилось починить шинель, на которую у него не было денег, чтобы накопить нужную сумму, он стал экономить на всем, то есть действовать рационально. Даже на покупке всего необходимого для пошива шинели он старался сэкономить, заранее подыскивая более дешевые и лучшие ткани. Из этого примера видно, что Башмачкин действовал рационально. Он старался меньше платить за все, что использует в повседневной жизни, что подтверждает слова автора.
Второй пример будет примером из современной жизни. Из истории Соединенных Штатов многим известно такое явление, как” Черная пятница”, которая ежегодно проходит в конце ноября. Именно в этот день большинство магазинов объявляют высокие скидки, поэтому поток покупателей значительно увеличивается. Такой ажиотаж поднимается вокруг этих событий, ведь в наши дни, покупая любой товар, каждый сможет сэкономить свои деньги. Многие люди ждут этих событий и заранее определяют свои покупки, не покупая товар раньше. Из этого примера видно, что все люди стараются покупать товары, действуя рационально, чтобы получить максимальную выгоду.
Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что желание найти даже самую необходимую вещь дешевле связано с рациональным поведением потребителя. Не тратьте огромные суммы на продукт, который можно купить за копейки.
Павленко Виктория ЭК-11